Утомление при физической и умственной работе восстановление

Полные ответы на все вопросы на тему: "Утомление при физической и умственной работе восстановление". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Утомление при физической и умственной работе восстановление

Ключевые слова: УТОМЛЕНИЕ; РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; ФАЗЫ УТОМЛЕНИЯ; ВЛИЯНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ; FATIGUE; PERFORMANCE; PHASES OF FATIGUE; INFLUENCE OF FATIGUE ON THE LEVEL OF PERFORMANCE.

На этапах глубокой древности различные врачи и философы утверждали, что здоровым быть невозможно без проведения соответствующих за­нятий, связанных с применением физических нагрузок. Физическое воспита­ние, по их мнению, необходимо начинать развивать с самого детства и под­держивать в течение всей жизни. Философ древней Греции Платон называл движение «целительной частью медицины», а общественный деятель рим­ской эпохи Плутарх – «кладовой жизни». Существует большое количество великих врачей, учёных, педагогов, которые убеждены в том, что разделить умственный и физический труд невозможно. По их мнению, человеку необ­ходимо учиться совмещать и первый вид труда, и второй, потому что именно при их одновременном взаимодействии получится полноценно развить обра­зовательную часть человеческой жизни.

И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда соединял голову с руками» [1]. Выдающийся организатор физического воспитания П.Ф. Лесгафт не раз говорил, что несоот­ветствие слабого тела и развитой умственной деятельности рано или поздно скажется отрицательным образом на общем состоянии и здоровье человека. Он считал необходимым, чтобы и умственное, и физическое воспитание протекало параллельно, иначе произойдёт нарушение процесса развития тех органов, которые останутся без нагрузок [3].

Как показывает практика, у людей, которые систематически занимаются спортом, в отличие от тех, кто ведёт пассивный образ жизни, более развиты аналитические способности, эмоциональная устойчивость, а также эффективнее действует умственная работоспособность. Различные исследо­вания, проводимые учёными, свидетельствуют о непосредственной взаимо­связи между специальной физической подготовкой и интеллектуальным уровнем развития человека.

На современных этапах развития человеческого общества физическое воспитание также не потеряло своей значимости. Чтобы соответствовать и идти в ногу со временем человеку необходимо поддерживать себя в опреде­ленной форме, выполняя при этом различные действия, направленные на поддержание и улучшение как умственной, так и физической устойчивости.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Уровень профессионального здоровья является основой достижения высоких результатов, надёжности и успешности людей, занимающихся разными видами спорта. Также от уровня профессионального здоровья спортсмена зависит успешность развития и сохранения свойств организма, отве­чающих за физическое, психическое и социальное благополучие. Тем самым это обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков нрав­ственное, эстетическое и интеллектуальное развитие [5].

Большинство людей понимают положительную роль физических упражнений. Но, несмотря на это, не для всех людей спорт стал спутником жизни. Социологи, проводящие исследования, вывели различные причины этому. Например, страх, отсутствие времени, условий для занятий физическими нагрузками, желание мгновенных результатов, лень и подобные вещи.

Одной из функций мышечной деятельности человека является повы­шение активности обменных процессов. Она тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, отвечающие за обмен этих самых веществ в организме, что положительным образом сказывается на работоспособности че­ловека.

При этом, у человека, увеличивающего количество физических или умственных нагрузок, начинают происходить изменения, оказывающие влияние на его здоровье, то есть начинает развиваться некое состояние, которое называется утомлением.

Вообще, данное понятие имеет достаточно широкий круг определений. Например, одно из них звучит следующим образом: утомление – это функциональное состояние, возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы [4], приводящее к снижению её эффективности.

Основные признаки утомления представлены в следующей схеме 1.

Учёные-исследователи дают следующую классификацию утомления:

  1. Острое утомление проявляется в короткий промежуток времени из-за вы­соких физических нагрузок. Характеризуется снижением человеческой рабо­тоспособности в целом;
  2. Хроническое утомление протекает значительно дольше, чем какой-либо другой вид утомления. Характеризуется появлением онемения в области по­ясницы, головной болью и ухудшением психического состояние человека;
  3. Общее утомление является неким предупреждением о возможной болезни. Если вовремя предпринять соответствующие действия, то как таковой бо­лезни, в том числе и других негативных последствий утомления, можно из­бежать;
  4. Локальное утомление возникает, как правило, при узконаправленной дея­тельности человека, когда задействована лишь определённая группа мышц [4].

Утомление делится на компенсированную, некомпенсированную фазы, а также фазу полного утомления.

Первая фаза характеризуется высокой работоспособностью человека за счёт его волевых качеств.

Вторая фаза заключается в том, что запас энергии человека начинает заканчиваться, в результате чего работоспособность начинает снижаться явно заметными темпами.

Третья фаза характеризуется полным отказом организма от выполне­ния каких-либо нагрузок.

Зависимость уровня работоспособности от фазы утомления наглядно пока­зана в графике 1 (по В.П. Афанасьеву).

График 1

Учёные в области спортивной педагогики разграничивают следующие виды утомления:

Умственное утомление проявляется вследствие достаточно продолжительного процесса умственной деятельности. Данный вид утомления харак­теризуется снижением работоспособности, отсутствием интереса к какой-либо работе, понижением эмоционального тонуса.

Сенсорное утомление же возникает в результате длительного периода воздействия раздражителей. Например, к этому может относиться избыточное освещение, сильный шум.

Эмоциональное утомление, в свою очередь, возникает, как правило, вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Физическое утомление считается многогранным. Это объясняется, к примеру тем, что нагрузки могут быть статистическими и динамическими при выполнении физических упражнений. А выполняемые упражнения, в свою очередь, могут различаться по мощности. Движения бывают равномер­ные и неравномерные. Отсюда и причины возникновения утомления могут быть очень разнообразными.

Систематические занятия на фоне усталости, напряжения, недовосстановления могут оказать негативное влияние на организм человека в целом. Например, это может привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, болезням сердца и желудка, снижению уровня защитных свойств [6]. Все указанные выше явления возникают из-за нарушения баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Читайте так же:  Есть ли понятие непрерывный трудовой стаж

Из курса биологии мы знаем, что нервная клетка является источником двигательных импульсов. В процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах затрачивается часть энергии, тем самым это вызывает изменение условий внутренней среды человеческого организма. По­этому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки напрямую зависит от процессов, которые происходят как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

Снижение во время физических нагрузок интенсивности работы вегетативных систем во многих случаях имеет предупредительный характер. Да­вая понять человеку, что необходимо прекратить выполнение нагрузок, он тем самым защищает организм от дальнейшего истощения [6].

Некоторые проявления вегетативных функций при развитии утомления в процессе бега у спортсменов показала Е.Б. Сологуб на графике 1.

График 1. Изменения некоторых функций (МОД, ЧД, ГД и tº тела) у спортсменов после 15-минутного бега.

По абсциссе: время, мин, цифры сверху — температура тела; по ординате: слева — МОД, л/мин, и ЧД, вд./мин, справа — ГД, л.

При длительной или интенсивной работе, нарушении режимов труда и отдыха симптомы утомления аккумулируются, и оно может переходить в хроническое утомление и переутомление. Динамика этих состояний представлена в Таблице 1 А.С. Солодков.

Таблица 1.

Динамика работоспособности, функциональных состояний и утомле­ния спортсменов

Таким образом, несмотря на появление различных технологий, человеку необходимо постоянно развивать, повышать уровень физического образования. По моему мнению, напряженный умственный труд требует хорошей физической активности. При отсутствии её, у чело­века будет проявляться утомление. Следует подчеркнуть некую особенность, что напряжённая и длительная физическая нагрузка почти всегда сопровожда­ется той или иной степенью утомления.

Необходимо понимать важность правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Грамотно выбранный порядок трудового дня, послерабочий отдых, спортивные занятия являются средством снятия утомления и служат способом профилактики невротических и психологических заболеваний.

Также можно сказать, что в любом деле, большом или малом, первоисточником всех успехов или неудач является сам человек. Все зависит только от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной органи­зации, в том числе и в организации взглядов на физическую культуру, а также на отношение к ней.

Источник: http://novaum.ru/public/p1408

Утомление при физической и умственной деятельности

При выполнении любого вида деятельности в организме может развиваться особое состояние, называемое утомлением, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

Утомление — физиологическое состояние организма, вызванное физической или умственной работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

По характеру утомление бывает физическое и нервное, общее или утомление отдельных групп мышц (руки, спина, ноги и т.д.), устают глаза или голова (умственное утомление).

При физическом утомлении наблюдается снижение физической работоспособности, уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движений.

При умственном утомлении происходит замедление скорости переработки информации, ухудшение памяти, затруднение процесса сосредоточения и переключения внимания.

При рассмотрении проблемы утомления широко используются такие понятия, как утомительность, утомляемость, утомленность, переутомление.

Утомительность — объективное свойство работы вызывать утомление. Утомительность любого вида деятельности определяется, с одной стороны, величиной нагрузки на организм, а с другой — степенью физической и психической подготовленности человека к определенным видам работы.

Утомляемость — свойство организма человека в целом, его частей или систем быть подверженным утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния, уровней мотивации и нервноэмоционального напряжения.

Утомленность — состояние всего организма или отдельных его частей, соответствующее определенной степени утомления. Градация степени утомленности человека оценивается по субъективным ощущениям, состоянию различных психофизиологических функций, изменению эффективности работы.

Переутомление — совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих за время отдыха и являющихся неблагоприятными для здоровья человека. Длительное переутомление — одна из причин развития перенапряжения и различного рода заболеваний. Для переутомления характерно постоянное ощущение усталости, вялость, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца и других частях тела. Для ликвидации этих симптомов дополнительного отдыха недостаточно, требуется специальное лечение.

Главный объективный критерий переутомления в спорте — резкое снижение спортивных результатов и появление грубых ошибок при выполнении специальных физических упражнений (имитационных, подводящих, специально-подготовительных и др.).

Следует различать содержание понятий «утомление» и «усталость». Утомление — объективный процесс, возникающий вследствие напряженной или продолжительной деятельности, а усталость — субъективное восприятие и отражение этого процесса, предохраняющее организм от чрезмерного истощения.

У студентов учебных заведений среднего профессионального образования преимущественно проявляются три вида утомления: умственное, мышечное, утомление глаз (см. гл. 11, разд. 11.2—11.4).

Внешние признаки проявления утомления:

  • — двигательное беспокойство, частые отвлечения;
  • — ослабление внимания (объема, устойчивости, концентрации, распределения и переключения внимания) и памяти (запоминание, воспроизведение и сохранение определенного учебного материала);
  • — снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок;
  • — нарушение ритма дыхания, координации движений.

Внутренние признаки проявления утомления:

  • — головокружение;
  • — боль в глазах;
  • — мышечные боли в спине;
  • — субъективное желание к переключению на другой вид деятельности и др.

У студентов с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке.

Причинами утомления учащейся молодежи являются (рис. 3.1): значительные умственные и эмоциональные нагрузки, длительная статическая сидячая работа, при которой в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, нерациональный режим учебного труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки, несоответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам и др.

Читайте так же:  Алименты с заработной платы

Рис. 3.1. Факторы, отрицательно влияющие на умственную работоспособность студентов

В положении сидя нагрузка на нижнюю часть спины на 40% больше, чем когда человек стоит или ходит. Из-за длительного неподвижного сидения за письменным столом (компьютером) у студентов возникает напряжение мышц спины и шеи, нарушается вентиляция легких, кровь в ногах застаивается, голова начинает плохо работать.

Утомление может привести:

  • — к нервно-психическим расстройствам (нарушение сна, истеричность, раздражительность);
  • — нарушению зрения (миопия — (греч. myops — «щурящий глаза, близорукий») — аномалия рефракции глаза; то же, что близорукость);
  • — болезням костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие);
  • — снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и т.д.

Важную роль в предупреждении раннего утомления и восстановления работоспособности у студентов играют:

— избирательно-направленные физические упражнения;

  • — естественные силы природы (солнце, воздух и вода);
  • — гигиенические факторы (санитарно-гигиеническое состояние мест учебных занятий, режим учебного труда, отдыха, сна и питания).

Они активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, снимают локальное и общее утомление.

Источник: http://bstudy.net/745182/sport/utomlenie_fizicheskoy_umstvennoy_deyatelnosti

Утомление и восстановление при физической и умственной работе

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Оно связано с ощущением усталости и в то же время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, — это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает как при физической, так и умственной работе и может быть:

  • • острым, проявляться в короткий промежуток времени;
  • • хроническим, носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев);
  • • общим, характеризующим изменение функций организма в

• локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

  • 1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности потому, что включаются резервные возможности организма;
  • 2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле- ния, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно- психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, перенапряжению нервной системы, обострениям сердечнососудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительных и тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, что в итоге может привести к развитию запредельного торможения, нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний в процессе мышечной деятельности как в нервной клетке, так и в мышцах, расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

На развитие утомления влияет ухудшение кровоснабжения мышц, угнетение активности ферментов, изменения рецепторов и сократительных структур мышцы, нарушение гормональной функции эндокринного аппарата, кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем и желез внутренней секреции во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистическими и динамическими. Выполняемые упражнения различаются по мощности, могут быть циклического и ациклического характера. Поэтому причины возникновения утомления различны.

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время. Статические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением, которое обусловливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении. Мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает аденозинтрифосфорная кислота. Так как ее запасы невелики, продолжение двигательной деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза [1] .

В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям.

  • • в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);
  • • при замедлении или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);
  • • в нарушении согласованности между дыханием и движением.

Симптомы развития утомления:

  • • увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;
  • • неспособность к формированию и усвоению новых навыков;
  • • расстройство сформированных навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в состоянии утомления — увеличение энергетических трат на единицу выполненной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы. Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Мышечное расслабление рассматривается как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности.

Читайте так же:  Исполнение обеспечения обязательств денежными средствами контракт

Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления. Во время работы процессы диссимиляции [2] преобладают над ассимиляцией [3] , и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток. Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев:

  • 1) устранение изменений и нарушений в системах нейрогумо- рального регулирования;
  • 2) выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;
  • 3) устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

Рациональное сочетание нагрузки и отдыха необходимо для того, чтобы сохранить и повысить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Само по себе торможение не только охраняет нервные клетки от функционального истощения, но и активно стимулирует течение восстановительных процессов. Поэтому усиление тормозного процесса в центрах утомленного ранее участка рассматривается как средство более быстрого восстановления израсходованной энергии в клетках больших полушарий головного мозга.

Определенную роль при этом играет и другая сторона межцентральных взаимоотношений: последовательная положительная индукция, сменяющая тормозной процесс состоянием повышенной возбудимости. В итоге облегчается начальный период работы и возрастает ее продуктивность. Эффект активного отдыха возникает вследствие нервно-рефлекторных влияний с определяющим значением проприоцептивной импульсации, свидетельствующим о ведущей роли двигательного анализатора.

Положительный эффект от дополнительной работы мышц является более стойким, более длительным по сравнению с эффектом афферентной сигнализации от других анализаторов. Физические упражнения являются более эффективными средствами активизации отдыха по сравнению с другими видами.

Источник: http://bstudy.net/647437/pedagogika/utomlenie_vosstanovlenie_fizicheskoy_umstvennoy_rabote

Состояние утомления и усталости при физической и умственной работе

В ходе выполнения длительной и напряженной физической или умственной нагрузки, в том числе учебной деятельности, интенсификации многих видов деятельности, у человека наступает состояние утомления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление является нормальной реакцией организма на выполняемую работу. Объективно она характеризуется снижением возможности организма успешно продолжать данную работу.

Физическое утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера.

При умственном утомлении замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление сопровождает тягостное субъективное чувство – усталость, которая в то же время является естественным сигналом наступающего истощения каких-то ресурсов организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление является еще и стимулятором, мобилизующим резервы организма и восстановительные процессы в его органах и системах.

Усталость нередко смешивают с утомлением, рассматривая усталость в качестве легкой степенью утомления.

Усталость – это субъективное психическое переживание, вызванное утомлением.

Степени усталости и утомления могут не совпадать при различном эмоциональном отношении к выполняемой деятельности. Усталость может быть более выраженной при неудовлетворенности работой, отсутствии понимании ее значения, при неудачах в ходе ее выполнения. В то же время успешное завершение даже нежелательной работы или какого-то этапа снижает чувство усталости. Степень усталости бывает ниже при положительном отношении к работе. Поэтому иногда чувство усталости может быть снято положительными эмоциями, усилением интереса к работе.

При появлении усталости даже при сохранении в значительной степени общей работоспособности и при возможности выполнения шаблонной умственно работы может утрачиваться возможность выполнения творческой работы. Усталый человек может выполнять шаблонную работу относительно долго, хотя для выполнения такой работы будут необходимы волевые усилия. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить в баллах:

Степень усталости Баллы
не устал
легкая усталость
средняя усталость
сильная усталость
очень сильная усталость

Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений, что может позволить более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и спланировать меры, направленных на компенсацию усталости.

Ошибочно мнение о том, что утомление – это всегда вред для организма. Утомление неизбежно. Опасно не утомление, а пренебрежение к своему организму – продолжение работы, несмотря на сильное переутомление. Главный вопрос состоит в том, чтобы заметить утомление. Через 1-1,5 часа степень утомления бывает такова, что целесообразно сделать перерыв. Но все же полезно знать некоторые признаки наступившего недопустимого переутомления:

· вы по несколько раз перечитываете одно и то же;

· глаза «читают», а мозг не реагирует на прочитанное;

· появляется болезненная реакция на звуки, которых Вы раньше не замечали;

· почерк стал более размашистым, не ровным, буквы «пляшут», трудно соблюдать угол их наклона и линию строки.

Все это означает, что настало время отдохнуть. Производительность труда в следующем цикле во многом зависит от того, насколько продуктивным был отдых. При утомлении нередко отмечаются ухудшение памяти – студент замечает, что у него быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было выучено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности, что позволяет компенсировать обнаружившуюся недостаточность сменой деятельности. Например, заметив утомление в результате занятий вычислительными операциями, можно успешно переключиться на занятия, связанные с чтением. Но при состоянии выраженного общего утомления смена деятельности будет неэффективна, и для снятия утомления будут необходимы отдых и сон. Отдых – это не безделье, это – смена деятельности. Для работника умственного труда – это физическая нагрузка на свежем воздухе.

Читайте так же:  Основные задачи отдела охраны труда на предприятии

При небольшом перерыве следует:

· подойти к окну, выполнить дыхательную гимнастику;

· сделать упражнения для пальцев правой руки;

· сделать вращательные движения головой;

Ведущим фактором развития утомления является сама учебная деятельность. Однако развитие утомления, возникающего в процессе нее, может быть ускорено и отягчено дополнительными факторами. Такими факторами могут быть плохая организация труда и режима жизнедеятельности, наличие хронических заболеваний, неудовлетворительное физическое развитие, плохая тренированность, нерегулярное или недостаточное питание, дополнительные неблагоприятные гигиенические факторы (шум, некомфортная температура и др.).

Утомление наступает как при физической, так и при умственной деятельности. Оно может быть острым, то есть проявляться в течение короткого промежутка времени, и хроническим, носить длительный характер, до нескольких месяцев. Утомление может быть общим, то есть утомлением организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган или систему.

Неправильная организация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоционального напряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностей студента, к “чувству мозгового дефицита”, впервые отмеченному французским ученым Дежерином. У человека наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и “провалы” памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивная деятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние, ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в свои силы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения.

Различают две фазы утомления:

1) компенсированную, когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма;

2) некомпенсированную, когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается.

Систематическое выполнение работы на фоне неполного восстановления, непродуманной организации труда, чрезмерного нервно-психического и физического перенапряжения могут вести к переутомлению, а в неблагоприятных ситуациях — к перенапряжению нервной системы, обострениям психосоматических заболеваний: сердечно-сосудистых заболеваниям, гипертонической и язвенным болезням, к снижению защитных свойств организма.

Предотвратить утомление при определенной нагрузке возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма до более высоких показателей. Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, декомпенсация которых проявляется утомлением. Наиболее простым путем к этому являются: активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном возвращении физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов в организме происходят взаимосвязано, как в покое, в предрабочем состояния, во время работы, так и в покое в послерабочем периоде. Фактически этот процесс идет непрерывно. Во время работы процессы диссимиляции (распада) преобладают над ассимиляцией (синтезом) и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и чем меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Следует иметь в виду, что синтез молекул РНК и белка происходит при выполнении работы не только в мышечных клетках, но и в нервных клетках, что процессы функционирования нервной системы тоже являются процессами, требующими не только энергетических затрат, но и материальных (по синтезу молекул РНК и белка).

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после завершения выполнения легкой работы, после тяжелой она завершается через несколько часов. Поздняя фаза восстановления может длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, которая спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности с последующим быстрым снижением и переходом в фазу переутомления. Длительность этих фаз зависит от выполняемой работы, а также от степени тренированности организма.

Разумное чередование нагрузки и отдыха позволяет сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть дополнительное питания, массаж, применение биологически активные вещества (витамины, ноотропы).

Объективным критерием положительной динамики течения восстановительных процессов является готовность к повторной деятельности. Наиболее убедительным показателем полного восстановления работоспособности служит возможность выполнения повторной работы в максимальном объеме.

Замечено, что слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_115613_sostoyanie-utomleniya-i-ustalosti-pri-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabote.html

Работоспособность и утомление — основные физиолого-гигиенические механизмы умственных и физических нагрузок

Любые нагрузки вызывают ответные реакции организма. Характерная черта воздействия нагрузки на организм отражается в эффективности и продолжительности общей и специфической работоспособности.

Физические упражнения оказывают на работоспособность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо отдаленное, спустя какое-то время, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного (на протяжении нескольких недель или месяцев) их использования.

Работоспособность — это способность человека выполнять определенную, специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня мощности (производительности).

У каждого человека работоспособность различна и зависит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроения, опыта работы, тренированности и многих других факторов.

Работоспособность изменяется и в течение суток, и в течение недели.

Утомление — сложный психофизический процесс временного снижения работоспособности, вызванный расстройством координационной функции центральной нервной системы (ЦНС) в результате работы. Оно характеризуется чувством усталости, временным нарушением обмена веществ, регуляции, функционирования основных физиологических систем, снижением энергетических запасов, ухудшением общей и специальной работоспособности.

Читайте так же:  Срок давности по взысканию долга по кредиту

Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями и спортом представлены в табл. 3.5.

Внешние признаки утомления и их проявления (но С.Л. Косилову)

Покраснение или побледнение

Резкая, чрезмерная, общая

Нарушается в ходьбе, в беге, при выполнении гимнастических упражнений и пр.

Отсутствие интереса, рассеянность, трудность восприятия (объяснения преподавателя, тренера) команд, показа упражнений и др.

Учащенное, аритмичное, отдышка, дыхание ртом и др.

Плохое, отсутствие желания тренироваться и др.

По окончании тренировочной работы явления утомления постепенно проходят, наступает восстановление.

Восстановление — это постепенное возвращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему (рис. 3.2).

Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Работоспособность можно рассматривать и как потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Но заданный уровень эффективности рано или поздно снижается вследствие утомления. Таким образом, утомление — это временное снижение работоспособности. Оно проявляется:

? на поведенческом уровне (снижается скорость движения, точность);

Рис. 3.2. Динамика восстановления работоспособности после больших нагрузок до отказа (схема Г.В. Фольборта в модификации Ю.П. Сергеева)

  • ? на физиологическом уровне (затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность в динамике нервных процессов);
  • ? на психическом уровне (нарушается внимание, память, эмоциональное состояние и т.д.).

В результате происходит истощение внутренних ресурсов и рассогласование систем, обеспечивающих деятельность. Такое состояние наступает постепенно и может быть зафиксировано в изменении самочувствия (ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния), появляется дискомфорт. Это субъективные ощущения, которые приводят к усталости.

Усталость определяют как комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию утомления. Есть и понятие «парадоксальная усталость» (та, что не связана с утомлением). Бывает и наоборот: объективные признаки утомления есть, а усталости человек не ощущает. Таким образом, два понятия — работоспособность и утомление — характерны для любой деятельности. Процесс работоспособности имеет фазовый характер. Выделяют три основных фазы;

  • 1) врабатываемость;
  • 2) устойчивое состояние;
  • 3) снижение работоспособности.


Утомление имеет свои особенности, его типы:

  • — умственное;
  • — эмоциональное;
  • — сенсорное;
  • — физическое.

Различают общее и локальное утомление.

По мере нарастания утомления необходим перерыв, чтобы не наступило переутомление (это уже практически срыв, глубокие изменения, которые требуют врачебного вмешательства). Перерыв в работе (или отдых) необходимы для восстановления организма. Процесс восстановления характеризуется тремя уровнями:

  • — неполное восстановление;
  • — полное восстановление;
  • — сверхвосстановление, или суперкомпенсация.

В зависимости от глубины утомления применяются различные средства и методы восстановления:

  • — релаксация (уменьшение напряжения, расслабление) произвольная и непроизвольная;
  • — физиотерапевтические процедуры;
  • — фармакологические средства;
  • — массаж;
  • — рекреация (оптимизация текущего состояния организма);
  • — психорегулирующие средства (например, аутогенная тренировка);
  • — упражнения в переключениях (активный отдых);
  • — реабилитация.

Физические упражнения оказывают оздоровительное воздействие на организм человека только при применении в практике знаний специфических принципов физического воспитания.

Источник: http://bstudy.net/703004/sport/rabotosposobnost_utomlenie_osnovnye_fiziologo_gigienicheskie_mehanizmy_umstvennyh_fizicheskih_nagruzo

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность направлена на совершение определенного вида деятельности. При увеличении физической или умственной нагрузки большого объема информации, в организме развивается состояние – утомление.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием положительной или интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление связано с усталостью. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, хроническим, общим, локальным, компенсированным, некомпенсированным. Систематическое недовосстановление приводит переутомлению и перенапряжению нервной системы. Восстановительный процесс происходит после прекращения работы и возвращает организм человека до исходного уровня (сверхвосстановление, суперкомпенсации). Схематически можно представить следующим образом:

1. Устранение изменений и нарушений в системе нейрогуморального регулирования.

2. Выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках.

3. Устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Средствами восстановления служат гигиена, питание, массаж, витамины, а также положительная адекватная нагрузка.

Биологические ритмы и работоспособность

Биологические ритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов отдельных состояний и событий. По своей характеристике ритмы делят на физиологические – рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем и экологические и адаптивные. Биологический ритм может изменяться в зависимости от выполняемой нагрузки (от 60 уд/мин сердца в покое до 180-200 уд/мин). Примером биологических часов служит «совы» и «жаворонки». В современных условиях приобрели большую значимость специальные ритмы и в некоторой степени преобладают над биологическими. Биологические ритмы связанны с природными и социальными факторами: сменой времени года, суток, вращением луны вокруг Земли.

Гипокинезия и гиподинамия

Гипокинезия – понижение, уменьшение, недостаточность, — движение особое состояние организма человека. В ряде случаев приводит к развитию гиподинамии – понижению функционирования систем организма человека. В большой степени это связано с профессиональной деятельностью человека (умственный труд).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10328 — | 7634 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/5_119373_utomlenie-pri-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabote-vosstanovlenie.html

Утомление при физической и умственной работе восстановление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here