Содержание
Охрана труда
В настоящее время в нашей стране взамен старой, отработанной десятилетиями системы надзора и контроля за охраной труда, включавшей государственный, общественный и внутриведомственный надзор и контроль, складывается новая система. При этом сохраняется прежний принцип — осуществление надзора и контроля специально уполномоченными органами, инспекциями и комиссиями, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий.
Система управления охраной труда, кроме высших органов Государственной власти и Прокурорского надзора, включает: государственный надзор и контроль, ведомственный контроль, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Государственный надзор за соблюдением правил и норм охраны труда возглавляет Министерство труда и социальной зашиты РФ, в котором создан для руководства организацией охраны труда Департамент охраны труда. Функции надзора и контроля выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные технические и правовые инспекции труда субъектов Российской Федерации, а также органы Государственного энергетического надзора, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственный комитет по охране окружающей среды.
Общественный контроль за соблюдением правил по охране труда на предприятиях, согласно ст. 248 КЗоТ РФ, призваны осуществлять профессиональные союзы, а также общественные уполномоченные и комиссии (комитеты) соответствующих выборных профсоюзных органов или трудовых коллективов предприятий любой формы собственности.
Отраслевые министерства и ведомства призваны поддерживать или создавать вновь службы, осуществляющие внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде и охраной труда на подчиненных им предприятиях.
Схема управления охраной труда в Российской Федерации
В процессе контроля состояния охраны труда на промышленном предприятии проводятся: проверка документации, визуальное наблюдение, измерение параметров условий труда приборами, выявление мнений работающих об условиях труда и другие работы.
В настоящее время, в частности, на промышленных предприятиях организованы работы по аттестации и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, порядок проведения которых изложен в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Временных правилах сертификации» (постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 г., № 12).
Сертификация рабочих мест — деятельность по подтверждению соответствия постоянных рабочих мест на действующих предприятиях установленным государственным нормативным требованиям по охране труда.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Сертификация на действующих производственных объектах осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Задачами аттестации и сертификации рабочих мест являются:
- определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на действующих рабочих местах;
- оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;
- предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;
- разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Нормативной основой проведения аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда являются:
- гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Утверждена Минздравом СССР 12 08 86 № 4137—86;
- система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- санитарно-гигиенические нормативные материалы.
Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdproiz/bgdproiz1_03.html
Охрана труда
Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда
Основными способами защиты трудовых прав и интересов работников являются:
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законно-дательства;
- защита трудовых прав профессиональными союзами;
- самозащита работниками трудовых прав.
Согласно ТК РФ гл.57 ст.353 государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, наряду с органами федеральной инспекции труда, осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный надзор осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Высший надзор за точным единообразным исполнением законов о труде на территории РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
В настоящее время система государственных органов по надзору в сфере труда, так называемая Федеральная инспекция труда, включает Роструд (федеральный орган исполнительной власти) и переданные ему в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.04г. № 252 территориальные органы по государственному надзору и контролю — государственные инспекции труда в субъектах РФ.
Руководит деятельностью Федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый и освобождаемый от деятельности Правительством РФ. Заместителем главного государственного инспектора по труду — руководитель департамента госнадзора, а его заместителями — главный государственный инспектор правовой инспекции труда и главный государственный инспектор РФ по охране труда.
Функции федеральной инспекции труда определены «Положением о федеральной инспекции труда», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.00г. № 78 и «Положением о государственной инспекции труда в субъекте РФ», утвержденном приказом Минтруда России от 29.02.00г. № 65 с дополнениями от 12.07.02г. № 149.
Государственные инспекции труда создаются в каждом субъекте РФ. Руководители государственных инспекций, их заместители являются главными государственными инспекторами по соответствующей территории.
Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:
- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
- расследуют несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
- рассматривают дела об административных правонарушениях;
- информируют органы исполнительной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства о труде;
- участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по охране труда;
- ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
- готовят отчеты о результатах деятельности инспекций.
Государственные инспекторы имеют право:
Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, независимы от государственных органов и руководствуются только Федеральными Законами и Конституцией РФ.
Государственные инспекторы несут ответственность за противоправные действия или бездействие.
Решения должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Государственные инспекторы имеют удостоверения единого образца и личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
Государственные инспекторы обязаны хранить тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
При инспекционной проверке госинспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя, если только не считает, что это может снизить эффективность контроля.
Организации вооруженных сил, пограничных служб, ФСБ, организации оборонной и атомной промышленности подлежат проверкам в особом порядке. В этом случае госинспектор заранее оформляет пропуск, назначает время и т. п. Лица, препятствующие органам госнадзора, не исполняющие предписания, применяющие угрозы к нему, несут ответственность согласно Федеральным Законам.
Органы Федеральной инспекции труда взаимодействуют с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, профессиональными союзами и др.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор) осуществляет защиту человека от вредных производственных факторов, профилактику инфекционных и массовых заболеваний населения, предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека, гигиеническое воспитание и образование населения.
Государственная противопожарная служба при МЧС России осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечение их нарушений. Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
- организация разработки государственной политики и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
- организация и осуществление пожарного надзора в РФ;
- организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, сельскохозяйственных объектов, иных юридических лиц от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
- обеспечение и осуществление тушения пожаров;
- осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.
Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba2_10.html
Органы контроля и надзора за охраной труда в РФ
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности (Глава 57 ТК РФ) [232].
Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда:
а) государственный, б) ведомственный, в) общественный.
Государственный контроль осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, а именно:
1 – Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекция) образована в соответствии с
Указом Президента РФ от 04.05.1994 г. № 850.
2 – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) утверждён Указом Президента РФ от 18.02.1993 г. № 284. Он осуществляет контроль за безопасным ведением работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования, а также лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ.
3 – Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16.09.1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Госатомнадзор России осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.
4 – Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). В соответствии с Положением о Государственном энергетическом надзоре в РФ, утверждённом постановлением Совета Министров, Главгосэнергонадор России осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок.
5 – Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-про-тивоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 24.06.2000 г. № 554.
6 – Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 03.12.1990 г. № 557.
7 – Госстандарт. Осуществляет государственный надзор за внедре-
нием и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.
8 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.
9 – Государственный пожарный надзор в РФ в соответствии с Феде-
ральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1999 г. «О пожарной безопасности» (статья 5) [167] организует и осуществляет государственная противопожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны и до 31 декабря 2001 года входила в состав Министерства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы, а затем вошла в состав МЧС России.
10 — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 314.
Министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль за соблюдением законодательства о труде на подчинённых им предприятиях.
Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчинённости. К ведомственному контролю относится и контроль, проводимый службой охраны труда предприятия.
Общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют профсоюзы в лице им соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчинёнными ему нижестоящими прокурорами.
Централизованный государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда выполняет Федеральная инспекция труда.
Текущий (административно-общественный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля, эффективного на предприятиях России.
Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырёхступенчатая система контроля.
I ступень: осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.
Рис. 4.
Профсоюзный контроль за охраной труда и его оплатой
II ступень: осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определённого времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю образовательного учреждения.
III ступень: осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.
IV ступень: осуществляет комиссия по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/17_99755_organi-kontrolya-i-nadzora-za-ohranoy-truda-v-rf.html
Государственный надзор и контроль за охраной труда на предприятиях
Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Государственная экспертиза условий труда, общественный контроль.
Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.
Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются:
осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц, ущемляющих эти права;
разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда;
содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.
Рострудинспекция дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить инспекции предприятий всех организационно-правовых форм;
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов, сырья и веществ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять руководителям или иным должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу отдельных производственных подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и нормам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы у главного государственного инспектора труда РФ или в судебном порядке.
Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.
Госгортехнадзор на пищевых предприятиях общественного питания осуществляет надзор:
за эксплуатацией подъемных сооружений;
сосудов, работающих под давлением;
трубопроводов для пара и горячей воды;
На Госгортехнадзор РФ возложены следующие функции:
организация и осуществление государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и работниками требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
разработка и осуществление совместно с предприятиями, объединениями и организациями мер по профилактике аварий и производственного травматизма;
установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования;
осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;
участие в разработке и контроль за реализацией научно-технических программ по приоритетным направлениям промышленных производств, персонала и населения.
Госгортехнадзору предоставлено право:
проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;
вносить в центральные органы федеральной исполнительной власти предложения и давать руководителям предприятий, объединений и подразделениям местных администраций, имеющих подконтрольные Госгортехнадзору РФ объекты, обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований (правил и норм) по безопасному ведению технологических процессов и эксплуатации оборудования;
утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора РФ, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ;
давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или при возникновении аварии, а в случае необходимости — непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ и оборудование;
приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право разрешенной деятельности в случае нарушения условий действия разрешений (лицензий), а также в случаях, когда возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.
Органы Госгортехнадзора РФ имеют также право:
проверять у должностных лиц и работников документы, дающие право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью;
участвовать в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности производств;
в пределах своей компетенции издавать постановления и давать указания, обязательные для исполнения центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями, предприятиями и гражданами.
Госатомнадзор не осуществляет контроль на предприятиях общественного питания, так как он организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения; защиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Федерации.
Госэнергонадзор осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и технической энергии, рациональным и эффективным использованием ее на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Государственные инспекторы органов Госэнергонадзора РФ имеют право:
давать обязательные для всех предприятий предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;
требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
давать обязательные, для руководителей предприятий указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
давать предприятиям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;
проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными инспекциями субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда на предприятиях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать предприятия всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные представительных органов имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей или иных должностных лиц предприятий об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Источник: http://znaytovar.ru/s/gosudarstvennyj-nadzor-i-kontr.html
Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда
Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, в том числе и законодательства по охране труда, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.
Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляются Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда и социальной защиты, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.
Кроме того, в соответствии со ст. 462 ТК государственный надзор и контроль за исполнением нормативных правовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.
В систему государственного надзора и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (МТиСЗ); Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям (Проматомнадзор); Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт); Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор); Департамент государственного строительного надзора Министерства
архитектуры и строительства (Госстройнадзор); Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Саннадзор); Главное управление военизированной пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государственная экспертиза по условиям труда; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) и др., которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудоохранного законодательства в рамках компетенций, определенных Советом Министров Республики Беларусь в положениях об этих органах.
Департамент государственной инспекции труда (далее — Департамент) является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Департамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным МТиСЗ 27.12.2001 г. N° 22, и последующим дополнением от 25.08.2005 г. N° 108 он осуществляет контроль за организацией работы по охране труда на всех стадиях производственных процессов всех предприятий и учреждений независимо от ведомственного подчинения и форм их собственности. Департамент проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся производственных объектов, дает заключения по проектам технических условий, стандартов, осуществляет предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности, участвует в приемке законченных строительством или реконструкцией производств, а также в приемочных испытаниях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.
Государственным инспекторам труда предоставлено право беспрепятственно посещать предприятия в любое время, знакомиться с технической документацией, получать от должностных лиц объяснения, изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления нарушений государственные инспектора имеют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; приостанавливать или запрещать работу цехов, участков, оборудования; привлекать должностных лиц и нанимателей к административной ответственности и др. Например, за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом наниматель может привлекаться к уголовной ответственности или штрафу в размерах до 300 базовых величин в зависимости от степени виновности.
Специализированные органы государственного надзора и контроля проводят специальный надзор по определенному кругу вопросов, а также за эксплуатацией отдельных наиболее опасных объектов и устройств.
В частности, Проматомнадзор ведет надзор и контроль за безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности.
В соответствии с задачами Проматомнадзор осуществляет надзор:
♦ за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также производствами и объектами с вредными веществами;
♦ ядерными и радиационно-опасными объектами, установками и изделиями, ядерными материалами, другими радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения, радиоактивными отходами;
♦ оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;
♦ горными работами, подземными и гидротехническими сооружениями, работами по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой минерального сырья;
♦ охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;
♦ подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды, продукцией для потенциально опасных производств, объектов;
♦ перевозкой опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и речным транспортом;
♦ геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве тоннелей, метрополитенов и других подземных объектов;
♦ производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
♦ промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и утилизацией, в том числе за веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.
Проматомнадзор в установленном порядке выдает раз-: решения и специальные разрешения (лицензии) на Осуществление опасных видов деятельности, а также проводит экспертизу промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности объектов, техническое расследование причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию. Он также определяет требования к оформлению заключения экспертизы, в том числе деклараций промышленной безопасности.
Государственные инспектора Проматомнадзора руководствуются в своей деятельности Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных Производственных объектов» и Положением, утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 29.11.2001 г. № 17.
Права инспекторов Проматомнадзора практически аналогичны правам инспекторов Департамента государственной инспекции труда.
Белстандарт проводит надзор и контроль за соблюдением стандартов безопасности труда при проектировании и изготовлении продукции производственного назначения, а также за соблюдением установленных требований безопасности при эксплуатации оборудования и ведении технологических процессов.
Госэнергонадзор является республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения и государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии. Кроме того, он проводит надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Работники Госэнергонадзора в своей деятельности руководствуются Положением, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь 10.01.1998 г. № 26.
Госстройнадзор осуществляет надзор за соблюдением строительных норм и правил, строительных норм Беларуси, методических пособий и указаний, руководящих документов и других нормативных технических правовых актов, как на стадии проектирования, так и при строительстве объектов хозяйственной деятельности. Госстрой-надзор контролирует соблюдение установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, а также участвует в работе комиссий по расследованию причин этих происшествий.
Санэпиднадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением нанимателями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Систему органов и учреждений, выполняющих эти функции, возглавляет заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь. На местах надзор проводится врачами-гигиенистами соответствующих территориальных центров гигиены и эпидемиологии и другими службами.
Система пожарной безопасности в республике состоит из комплекса социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и средств пожарной службы, направленных на предупреждение и ликвидацию пожаров.
Государственное управление в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Советом Министров, МЧС Республики Беларусь, местными исполнительными органами власти.
Систему органов государственного пожарного надзора. возглавляет Главный государственный инспектор республики по пожарному надзору — первый заместитель Министра по Чрезвычайным ситуациям..
Деятельность по обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Законом «О пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами, а также на основании требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, действующих на территории республики.
Ведомственный контроль за состоянием пожарной безопасности на объектах осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления.
Государственная экспертиза по условиям труда контролирует правильность применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Госэкспертиза по условиям труда строит свою деятельность на основе Положения об органах государственной экспертизы условий труда, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.05. 2Q02 г. №694.
Ведомственный контроль за безопасностью производства проводится соответствующими министерствами, ведомствами, концернами, в которых предусмотрены штатным расписанием службы (отделы) охраны труда.
Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах является важным элементом функционирования государственного механизма контроля за соблюдением норм охраны труда, повышения трудовой и технологической дисциплины.
В соответствии со ст. 463 ТК и ст. 16Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» общественный контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на профсоюзы.
На предприятиях, в учреждениях и организациях, где отсутствуют профсоюзные организации, собранием трудового коллектива могут избираться уполномоченные по вопросам охраны труда.
Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде регламентируются Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде (утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2000 г. № 1630).
Представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением нанимателем законодательства Республики Беларусь по охране труда имеют право:
♦ осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде по вопросам охраны труда;
♦ с ведома руководства организаций при наличии оформленных в установленном порядке полномочий соответствующего профсоюзного органа посещать организации любых организационно-правовых форм, в которых работают члены этого профсоюза, для проведения проверок;
♦ осматривать рабочие места» проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
♦ принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
♦ заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
♦ подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;
♦ вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;
♦ на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Кроме того, профсоюзы в соответствии с уставами могут создавать штатные и (или) внештатные территориальные, отраслевые правовые инспекции труда профсоюза для организации общественного контроля за соблюдением нанимателем законодательства о труде.
. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1379 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Высшее образование, профильный юридический стаж работы — 21 год.