Привлечение депутата к дисциплинарной ответственности

Полные ответы на все вопросы на тему: "Привлечение депутата к дисциплинарной ответственности". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.[19].

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[20], закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[21]. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами[22]. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Читайте так же:  База должников алиментов украина

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест. К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены[23]. При этом в ст. 2.5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа[24]. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счет реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию[25], в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

Однако в ч.6 ст. 3.5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/4_67907_osobennosti-privlecheniya-k-administrativnoy-otvetstvennosti-dolzhnostnih-lits-vipolnyayushchih-opredelennie-gosudarstvennie-funktsii.html

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ» в других словарях:

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особый вид юридической ответствености депутатов как выборных должностных лиц, наступающий за нарушение норм регламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо депутатской этики и выражающийся в применении мер дисциплинарного… … Юридический словарь

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особая разновидность юридической ответственности депутатов как выборных должностных лиц. Д.о.д. предусматривается за нарушение депутатом норм регламента парламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо норм депутатской этики и… … Юридическая энциклопедия

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особая разновидность юридической ответственности депутатов как выборных должностных лиц. Д.о.д. предусматривается за нарушение депутатом норм регламента парламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо норм депутатской этики и… … Энциклопедический словарь экономики и права

дисциплинарная ответственность депутатов — особый вид юридической ответствености депутатов как выборных должностных лиц, наступающий за нарушение норм регламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо депутатской этики и выражающийся в применении мер дисциплинарного… … Большой юридический словарь

ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — (см. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ — В советском законодательстве предусматриваются дисциплинарная и уголовная О. с. Дисциплинарная О. с. установлена Положением о дисциплинарной ответственности судей, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г.… … Советский юридический словарь

Административная ответственность — ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см. Административное… … Большая советская энциклопедия

депутат — а; м. [лат. deputatus] 1. Выборный представитель, член выборного государственного учреждения. Народный д. Избрать, отозвать депутата. Права, обязанности депутатов. Выступление, речь депутата. 2. Лицо, избранное кем л. и уполномоченное для… … Энциклопедический словарь

Читайте так же:  Взять 100 000 в кредит

ДЕПУТАТСКАЯ — (ПАРЛАМЕНТСКАЯ) ЭТИКА (греч. ethika, от ethos привычка, нрав) совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Соблюдение норм Д.э. не только моральная, но т.ж. и юридическая обязанность каждого депутата;… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/599/%D0%94%D0%98%D0%A1%D0%A6%D0%98%D0%9F%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ» в других словарях:

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особая разновидность юридической ответственности депутатов как выборных должностных лиц. Д.о.д. предусматривается за нарушение депутатом норм регламента парламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо норм депутатской этики и… … Юридическая энциклопедия

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особая разновидность юридической ответственности депутатов как выборных должностных лиц. Д.о.д. предусматривается за нарушение депутатом норм регламента парламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо норм депутатской этики и… … Энциклопедический словарь экономики и права

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ — особый вид юридической ответственности депутатов как выборных должностных лиц, наступающий за нарушение депутатом норм регламента палаты, иного учреждения представительной власти либо норм депутатской этики и выражающийся в применении мер… … Энциклопедия юриста

дисциплинарная ответственность депутатов — особый вид юридической ответствености депутатов как выборных должностных лиц, наступающий за нарушение норм регламента (палаты, иного учреждения представительной власти) либо депутатской этики и выражающийся в применении мер дисциплинарного… … Большой юридический словарь

ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТОВ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — (см. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ — В советском законодательстве предусматриваются дисциплинарная и уголовная О. с. Дисциплинарная О. с. установлена Положением о дисциплинарной ответственности судей, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г.… … Советский юридический словарь

Административная ответственность — ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см. Административное… … Большая советская энциклопедия

депутат — а; м. [лат. deputatus] 1. Выборный представитель, член выборного государственного учреждения. Народный д. Избрать, отозвать депутата. Права, обязанности депутатов. Выступление, речь депутата. 2. Лицо, избранное кем л. и уполномоченное для… … Энциклопедический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ — (ПАРЛАМЕНТСКАЯ) ЭТИКА (греч. ethika, от ethos привычка, нрав) совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Соблюдение норм Д.э. не только моральная, но т.ж. и юридическая обязанность каждого депутата;… … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14440

Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует два аспекта ответственности как социальной ка­тегории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей совестью), и негативный (ретроспек­тивный), когда ответственность рассматривается под углом зре­ния отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как приме­нение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юри­дическая ответственность как один из видов социальной ответ­ственности выражается в осуждении противоправного поведе­ния лица со стороны общества и государства, заключающемся в обязанности виновного лица претерпевать отрицательные по­следствия материального или морального характера, в примене­нии санкций за правонарушения.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за не­исполнение или ненадлежащее исполнение служащим возло­женных на него обязанностей (должностной проступок). Дисциплинарная ответственность служащих применяется в рамках их служебных взаимоотношений вышестоящим по подчиненно­сти органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько разновидностей по государственным и муниципаль­ным должностям и видам государственной деятельности (отрас­левым разновидностям службы).

Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выбор­ного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательное предварительное условие привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности — отрешение этих лиц от зани­маемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству, освобождение от должно­стей указами Президента РФ федеральных министров, поста­новлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полно­мочий судьи или даче согласия на привлечение судьи к юриди­ческой ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности; досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципаль­ного образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государ­ственной службы, а также не являющиеся выборными муници­пальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреж­дениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисципли­нарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дис­циплинарная ответственность в порядке подчиненности и дис­циплинарная ответственность по правилам внутреннего трудо­вого распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмот­рена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, ор­ганов и учреждений прокуратуры, на работников железнодо­рожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности. В последнее время в связи с разделением государственной службы на три вида можно го­ворить и о трансформации института уставной дисциплинар­ной ответственности. Относительно государственной гражданс­кой службы она постепенно складывается в два основных па­раллельных типа (уставная правоохранительная и уставная военная дисциплинарная ответственность), характеризующих данный вид дисциплинарной ответственности как юридически самостоятельное понятие.

Читайте так же:  Бизнес на дебиторской задолженности

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, нередко предполагает привлечение к дисциплинарной ответственности за совершенные вне службы и дискредитирую­щие публичную власть аморальные и административные про­ступки; во-вторых, предусматривает некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагруд­ного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Фе­дерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязан­ностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из си­стемы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, тамо­женных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчи­ненности распространяется на всех государственных и муници­пальных служащих, а также не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных органи­заций и учреждений. Иными словами, область ответственности в порядке подчиненности охватывает наиболее общие правила слу­жебной дисциплины, предусмотренные законами «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Действующее федеральное и законодательство субъектов Федерации о государственной и муниципальной службе предус­матривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение

государственным либо муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном (служебном) соответствии, увольнение. А к госу­дарственным гражданским служащим дополнительно может быть применено такое взыскание, как освобождение от замеща­емой должности, но не установлено взыскание ‘в виде строгого выговора. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Совершивший должностной проступок государственный служащий может быть временно (не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, от­странен от исполнения должностных обязанностей с сохране­нием денежного содержания. Отстранение служащего от испол­нения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением принимавшего его на службу руководителя.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех дру-, гих лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления, но не являющихся государственны­ми или муниципальными служащими, в целях технического обеспечения их деятельности, а также на работников всех соци­ально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления.

Этот вид дисциплинарной ответственности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной катего­рии служащих, соблюдения ими трудового распорядка на пред­приятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ (далее — ТрК РФ) работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Порядок дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисципли­нарной ответственности любого служащего служит дисципли­нарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее ис­полнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины. В отношении государственных служащих предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки, публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятель­ности государственных органов, их руководителей, включая ре­шения вышестоящего государственного органа либо государ­ственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его долж­ностные обязанности.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной от­ветственности требуется обязательное письменное его объясне­ние о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служеб­ная проверка. Проведение служебной проверки поручается под­разделению государственного органа по вопросам государствен­ной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного госу­дарственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме пись­менного заключения. Служащий, в отношении которого прово­дится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной про­верки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам слу­жебной проверки; 2) предложение о применении к гражданско­му служащему дисциплинарного взыскания или о непримене­нии к нему дисциплинарного взыскания.

При этом при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного гражданским служа щим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не поздней одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважитель­ным причинам, а также времени проведения служебной провер­ки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено по­зднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного про­ступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сро­ки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТрК РФ, ст. 58 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Читайте так же:  Устройство работы турбины

Копия акта о применении к служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку. Служащий вправе обжа­ловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комис­сию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисципли­нарного взыскания служащий не подвергнут новому дисципли­нарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинар­ного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с госу­дарственного или муниципального служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дис­циплинарного взыскания по собственной инициативе, по пись­менному заявлению гражданского служащего или по ходатай­ству его непосредственного руководителя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_169708_otvetstvennost-sluzhashchih-za-sluzhebnie-prostupki-distsiplinarnaya-otvetstvennost-sluzhashchih-za-sluzhebnie-dolzhnostnie-prostupki-i-ee-vidi.html

Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т. д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В целом она характеризуется следующим:

• основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

• за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

• дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Существенно различается дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих.Она устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержит следующую отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации». Таким образом, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного (дисциплинарного) проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня должностных (дисциплинарных) проступков, ученые выделяют в дисциплинарном законодательстве признаки, которые можно объединить понятием состава должностного (дисциплинарного) проступка. Эти признаки характеризуют его с точки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объектом посягательства должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществления служебной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений служебной дисциплины. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной должностной (дисциплинарный) проступок, выступают конкретные обязанности муниципального служащего.

К признакам объективной стороны должностного (дисциплинарного) проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков.

Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.

Субъективной стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всею в качестве такого признака выступает вина. Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка. В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредные последствия своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление.

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, т. е. для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Федерации либо муниципальными правовыми актами. Эти документы чаще всего либо предусматривают возможность наложения на муниципальных служащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (например, закон Саратовской области), либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавшимися Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119‑ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии (например, законы Белгородской и Томской областей).

ТК РФ устанавливает, что за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ установил, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, он может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Читайте так же:  Списание дебиторской задолженности срок давности

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово‑хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Верховный Суд РФ уточнил, что в случае обнаружения проступка в двухгодичный срок по результатам проверки финансово‑хозяйственной деятельности дисциплинарное взыскание подлежит применению не позднее одного месяца со дня окончания такой проверки[10]. В указанные выше сроки не включается также время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности.

9.5. Гражданско‑правовая ответственность

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско‑правовой характер и наступает в судебном порядке. Строго говоря, необходимо отметить, что к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый случай – принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Таким правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок обжалования регулируется главами 24 и 25 ГПК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В суд могут быть обжалованы любые акты как нормативного, так и индивидуального характера. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. При этом закон предоставляет гражданину право выбора в какой суд обратиться: по месту своего жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Во втором случаеорганы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Возмещение ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 ГК РФ. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. 33 и 153 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во‑первых, во властно‑административном, т. е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во‑вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов [16].

Виды и формы деяний, причиняющих вред, весьма многообразны. Ими могут быть различные нормативные или индивидуальные акты, которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, так как непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может также привести к причинению вреда.

Следует обратить внимание, что возмещение вреда производится не за счет самих должностных лиц, чьи действия или бездействие и вызвали, собственно, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования. Это связано с тем, что должностные лица органов местного самоуправления, как уже указывалось выше, не являются субъектами гражданского права. От имени казны муниципального образования в соответствии со ст. 1071 ГК РФ обычно выступают соответствующие финансовые органы.

Третий случайсвязан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно‑административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении (2003) являются юридическими лицами. Это означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско‑правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке (ст. 1064 ГК РФ). В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/3_22778_distsiplinarnaya-otvetstvennost.html

Привлечение депутата к дисциплинарной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here