Подписание денежного обязательства

Полные ответы на все вопросы на тему: "Подписание денежного обязательства". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Денежное обязательство

— обязательство, в силу которого должник обязан уплатить кредитору деньги.

Разъяснение

Понятие «Обязательство» определено в статье 307 Гражданского кодекса России: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.»

Денежное обязательство — это обязательство, в силу которого должник обязан уплатить кредитору деньги. Денежное обязательство следует отличать от других видов обязательства, к примеру, от обязательства передать вещь, оказать услугу.

Пример

Продавец и Покупатель заключили договор купли-продажи, по которому Продавец обязуется передать Покупателю товар, а Покупатель оплатить за товар деньги.

Договором устанавливаются два встречных обязательства:

Денежное обязательства Покупателя по оплате товара;

Обязательство Продавца по передаче товара.

Термин «Денежное обязательство» определен также в ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

«денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;»

Место исполнения денежного обязательства

Если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев либо существа обязательства, исполнение должно быть произведено (п. 1 ст. 316 ГК РФ):

— по денежному обязательству об уплате наличных денег — в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения в момент возникновения обязательства;

— по денежному обязательству об уплате безналичных денежных средств — в месте нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора, если иное не предусмотрено законом;

Валюта денежных обязательств (ст. 317 ГК РФ)

1. Денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140).

2. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

3. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Законные проценты

Законные проценты — проценты, начисление которых в пользу кредитора на сумму долга за период пользования денежными средствами, предусмотренно статьей 317.1. Гражданского кодекса России.

Законные проценты регулируются статьей 317.1 «Проценты по денежному обязательству» Гражданского кодекса России:

1. Если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).

2. Условие обязательства, предусматривающее начисление процентов на проценты, является ничтожным, за исключением условий обязательств, возникающих из договоров банковского вклада или из договоров, связанных с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности.

Статья 317.1 ГК РФ была введена с 1 июня 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 42-ФЗ.

Законные проценты применяются, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть, стороны могут установить в договоре, что законные проценты не применяются или установить вместо законных процентов иной размер платы за просрочку.

Дополнительно

Законные проценты — проценты, начисление которых в пользу кредитора на сумму долга за период пользования денежными средствами, предусмотренно статьей 317.1. Гражданского кодекса России.

Источник: http://taxslov.ru/law/law90.htm

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Наталия Субботина, методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ».

Анастасия Хахулина, старший-бухгалтер консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ».

Несоблюдение норм законодательства при принятии, регистрации и учета обязательств влечет административную ответственность должностных лиц. Рассмотрим меры ответственности и способы предотвращения нарушения.

Возникновение обязательств

Принятие и учет бюджетных обязательств – первый из этапов исполнения бюджета по расходам предусмотренный ст. 219 БК РФ. Принятие бюджетных обязательств осуществляется получателем бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением

Сумма принятых обязательств не должна превышать объем доведенных на советующие цели лимитов. Такие полномочия установлены для получателя бюджетных средств п. 3 ст. 219 БК РФ. Данная норма продублирована в ст. 161 БК РФ. Казенное учреждение вправе заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Обратите внимание: суммы подтвержденной и учетной органами Федерального казначейства кредиторской задолженности предыдущего финансового периода уменьшают объем прав на принятие обязательств текущего года.

Правила перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом показателей (остатков) обязательств текущего финансового года установлены приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 157н).

Перенос показателей по санкционированию необходимо выполнить в первый рабочий день текущего года – это предусмотрено п. 312 Инструкции 157н.

Рекомендуем своевременно отразить в учете операции по регистрации неисполненных обязательств прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, чтобы сформировать корректные суммы остатков бюджетных назначений, доступных для принятия обязательств. В «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» необходимо отразить такие операции самостоятельно с применением документов:

  • в ред. 1.0 «Принятое бюджетное обязательство»;
  • ред. 2.0 «Регистрация обязательств и сведений по договорам».

С подробным описанием операций можно ознакомиться на сайте Информационно-технологического сопровождения its.1c.ru в Справочнике по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Чем грозит нарушение законодательства

Нарушение казенным учреждением требований п. 5 ст. 161 БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Читайте так же:  Переносится дополнительный отпуск на следующий год

Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.

Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Мерой наказания является наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. на виновных лиц.

Рассмотрим правоприменительную практику данной статьи.

Объектом состава административного правонарушения, содержащегося ст. 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. Следует отметить, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если принятие таких бюджетных обязательств предусмотрено бюджетным законодательством РФ, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетных обязательств.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины. Решение о степени виновности лица примет суд.

Можно ли избежать ответственности, если отразить принятие обязательств за счет лимитов, выделенных на следующий год? К сожалению, нет! Дело в том, что факт возникновения и принятия бюджетного обязательства никак не связан со сроками его отражения в учете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Следует обратить отдельное внимание на даты принятия обязательств. Иногда бюджетное обязательство принимают за несколько дней до получения соответствующего лимита бюджетных обязательств, т.е. «заранее». Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Тоже, нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств. Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда учреждением были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств, которые были доведены до ответчика расходным расписанием через восемь дней после принятия бюджетных обязательств. Суд принял решение о наложении административного штрафа.

В отдельных случаях бюджетные обязательства сверх лимитов возникают в силу обстоятельств, не зависящих от действия или бездействия должностных лиц. Рассмотрим несколько ситуаций.

  1. Учреждение в соответствии с возложенными на него функциями выплачивает физлицам пособия, возникающие в силу действующих нормативных правовых актов, и являющихся публичными нормативными обязательствами. Например, в конце декабря в учреждение поступило заявление о выплате единовременного пособия по гибели военнослужащего от члена его семьи. Даже при отсутствии сумм бюджетных ассигнований необходимо такое обязательство отразить в учете и отчетности, зарегистрировать и оплатить при поступлении ассигнований.
  2. Казенному учреждению были уменьшены ранее доведенные лимиты распорядителем бюджетных средств, что привело к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств. Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.

А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ. Если речь идет о сложившемся факте кредиторской задолженности до уменьшения лимитов, по таким обязательствам собственника ответит орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

Самый распространенный пример – задолженность по коммунальным услугам. Например, в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление. Суды не принимают сторону должностных лиц, несмотря на «смягчающие» обстоятельства. Так, например, Верховный суд Республики Дагестан в Решении от 05.05.2017 № 21-219/2017 признал правомерным применение ст. 15.15.10 КоАП РФ в случае, когда учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 460 000 руб., в том числе по расчетам за поставленный природный газ – в сумме 360 000 руб., по расчетам за потребленную энергию – в сумме 100 000 руб.

Кто ответит за допущенные нарушения

Субъектами административной ответственности по ст. 15.15.6, 15.15.7 и 15.15.10 могут выступать только должностные лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ, следовательно, именно то лицо, которое соответствует данным критериям, и будет подлежать привлечению к ответственности.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

При этом должен быть доказан факт действия или бездействия должностного лица, повлекшие правонарушение.

В ситуации, когда должностное лицо чьи действия или бездействие не могут повлиять на возникновение обязательства скорее всего ситуация будет решена в его пользу. Например, в рассмотренном выше случае, когда потребность в коммунальных услугах возникла в силу объективных причин и объем фактического их потребления превысил объемы, установленные договором. Факт принятия обязательств должен быть подтвержден документально, должностное лицо подтверждает факт принятия обязательства подписывая соответствующие документы. При отсутствии документального обоснования факт нарушения нельзя зафиксировать. В случаях «перерасхода» услуг от которых нельзя отказаться, без того чтобы не повредить жизнедеятельности учреждения остается только рекомендовать поставщику услуг взыскивать средства из соответствующего бюджета путем обращения в арбитражный суд.

Читайте так же:  Положение о работе с дебиторской задолженностью

В статье использованы материалы Информационно-правового портала «Гарант».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://buhguru.com/otvetstvennost/narushenie-poryadka-prinyatiya-byudzhetnyh-obyazatelstv.html

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Номер счета
1 501 11 000

Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 501 14 000

Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 501 15 000

Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года 1 503 14 000

Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года
Содержание операции
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, зарегистрированы изменения лимитов бюджетных обязательств Приняты бюджетные обязательства на основании договоров Приняты денежные обязательства на основании счетов Исполнены денежные обязательства

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами на списание денежных средств с лицевого счета организации и отражается на соответствующих счетах бюджетного учета: на счетах 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» и 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате».

Годовой фонд оплаты труда за счет средств бюджета составляет 10 000 000 руб. Учреждение за ноябрь 2013 года начислило работникам заработную плату в размере 500 000 руб. Данные денежные средства на выплату заработной платы за вычетом НДФЛ были перечислены в кассу учреждения (465 000 руб.). Не полученная работником в дни выдачи заработная плата была отнесена на депонент и зачислена на лицевой счет организации (40 000 руб.). Работник обратился за заработной платой в декабре 2013 года. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции
Доведены до получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств Приняты бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств Начислена работникам заработная плата Приняты денежные обязательства Поступили денежные средства в кассу учреждения Выдана работникам заработная плата

(465 000 — 40 000) руб.

Отнесена неполученная заработная

плата на депонент

Сданы депонированные суммы на лицевой счет Скорректирована сумма начисленных денежных обязательств (метод «красное сторно») Зачислены депонированные суммы на лицевой счет Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи депонированных сумм Выдана депонированная заработная

плата работникам учреждения

Приняты денежные обязательства

В заключение отметим, что информация о доведенных, принятых и исполненных бюджетных обязательствах находит свое отражение в отчетео принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128). Данную отчетную форму согласно п. 68 Инструкции № 191н учреждения, имеющие статус казенных учреждений, представляют своему главному распорядителю по итогам полугодия и года.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/351838/

Валюта денежных обязательств в соответствии с 317 статьей ГК РФ

Статья 317 ГК РФ определяет, что валютой денежных обязательств в РФ является российский рубль и ссылает на ст. 140 ГК РФ, которая декларирует рубль в качестве законного платёжного средства, обязательного к приёму по нарицательной стоимости. Это не вызывало бы никаких вопросов, если бы одной из основных задач ГК не была защита законных интересов всех участников правового оборота. Поэтому сущность ст. 317 ГК РФ не в том, чтобы закрепить само собой разумеющийся факт, а определить возможность использования иностранной валюты и ценных бумаг, имеющих выражение в иностранной валюте.

Сущность ст. 317 ГК и роль иностранной валюты в РФ

Необходимость привязки сумм сделок к иностранной валюте, или так называемым условным единицам, возникла ещё в первой половине 90-ых годов ХХ-го столетия. Сделки, заключенные строго в рублях, не могут быть прогнозируемыми на уровне соотношения товара и его рыночной стоимости. Покупательная способность национальной валюты постоянно снижается, что обеспечивается инфляционными процессами. Особенно актуальным это становится при заключении долгосрочных договоров или договоров купли-продажи в кредит. Поэтому п. 2 ст. 317 ГК РФ указывает на возможность «привязки» суммы оплаты в рублях к иностранной валюте или условных денежных единицах на день платежа. Стороны вправе указать и другой курс и другую дату его определения.

Не отрицается и возможность расчетов иностранной валютой, но в порядке, который предусмотрен законом. Имеется в виду не всё законодательство, а вполне конкретный ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, ст. 317 ГК РФ устанавливает императивное правило выражения суммы сделок в рублях, а п. 2 позволяет использовать не только определённую, но и определимую сумму денежного обязательства, которое вытекает из сущности договора. В случае, если договор составлен таким образом, что обязательство возникло в иностранной валюте, то сам договор должен признаваться заключённым даже в том случае, если он противоречит ФЗ «О валютном контроле». Просто в таких случаях вступит в силу правило, предписанное п. 2 ст. 317 ГК РФ.

Отражение ст. 317 ГК РФ в решениях судов высшей инстанции

Позиция высших судов РФ имеет по отношению к ст. 317 ГК РФ довольно важное значение. Наиболее актуальные сведения о применении её судами раскрыты в информационном письме Президиума ВАС РФ от 4 ноября 2002 года № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации». Кроме прочего в нём отражается, что при рассмотрении дел нужно учитывать валюту долга и валюту платежа.

Иностранной и та, и другая могут быть только в каких-то особых случаях. К примеру, если резидент РФ приобретёт у коммерческого банка векселя за иностранную валюту, то у него может возникнуть обязательство провести выплаты в иностранной валюте. Но векселедержатель получает и право сделать выплаты в рублях, если у него возникнет такое желание.

В п. 4 этого письма указывается, что арбитражный суд может признать законным требование истца о взыскании денежных средств в иностранной валюте, если это не противоречит валютному законодательству, действующему в момент рассмотрения дела. Для этого может потребоваться отдельное разрешение ЦБ РФ. В таком случае сторона, считающая возможным осуществление денежного обязательства в иностранной валюте, должна предоставить доказательство того, что ЦБР выдавал данное разрешение.

Читайте так же:  Перерасчет алиментов за прошедший период

Устанавливается этим письмом и правило о начислении и выплате процентов. Согласно его п. 9 проценты, начисляемые по закону или договору, на сумму, выраженную в иностранной валюте или условных единицах, исчисляется в валюте договора на основании п. 2 ст. 317, но подлежат взысканию в рублях.

Довольно важные сведения содержатся в определении судебной коллегии по гражданским делам от 19 января 2016 года по делу № 5-КГ15-191. В нём было указано на множество нарушений, допущенных судами начальной и апелляционной инстанций. Суть дела заключается в том, что гражданин РФ взял кредит в долларах США в ЗАО «Райффайзенбанк Австрия». В силу того, что банк усмотрел ненадлежащим исполнение должником своих обязательств он передал право истребования долга ЗАО «Юридическая Консалтинговая Группа» по договору цессии. Существенным обстоятельством в деле было то, что формой расчета было пополнение должником своего счета в тот же банке. При этом банк исходил из того, что если кредитный договор был связан с выдачей иностранной валюты, то и возврат должен осуществляться в ней.

Верховный суд определил, что это требование, которое не подлежит исполнению. На самом деле у гражданина, на основании кредитного договора, появилось право расплачиваться по долговым обязательствам в долларах США, но не обязанность (ст. 431 ГК РФ), а п. 3 ст. 317 исключает использование иностранной валюты в случаях, не определенных законом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rulaws.ru/articles/valyuta-denezhnyh-obyazatelstv-v-sootvetstvii-s-317-statej-gk-rf/

Энциклопедия решений. Момент возникновения отдельных денежных обязательств для квалификации их в качестве текущих платежей

Момент возникновения отдельных денежных обязательств для квалификации их в качестве текущих платежей

Момент возникновения обязательства

оплата поставленных товаров

передача товаров покупателю, если иной момент возникновения обязательства не предусмотрен договором. Например, при поставке товара партиями может быть предусмотрено, что оплата товара производится после поставки всего объема товара.

постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2010 по делу N А56-13859/2009, ФАС Уральского округа от 19.10.2009 N Ф09-7900/09-С4

оплата выполненных работ

сдача работ заказчику, если иной момент возникновения обязательства не предусмотрен договором.

Например, может быть предусмотрено, что проводится ежемесячная приемка работ, но оплата производится после выполнения всего объема работ.

постановления ФАС Центрального округа от 19.07.2013 N Ф10-1739/13, ФАС Уральского округа от 02.09.2011 N Ф09-5392/11

оплата оказанных услуг

завершение оказания услуг, если иной момент возникновения обязательства не предусмотрен договором. Это может быть, например, предоставление заказчику отчета.

постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2012 N Ф01-3407/12

возврат денежной суммы, предоставленной по договору займа (ст. 810 ГК РФ) или кредитному договору (ст. 819 ГК РФ)

предоставление денежных средств заемщику

п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

уплата денежной суммы, предоставленной должнику в качестве коммерческого кредита в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (ст. 823 ГК РФ)

передача кредитором товаров, выполнение работ либо оказание услуг

п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

уплата процентов за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита

момент возникновения обязательства по возврату суммы кредита, займа, уплате денежной суммы предоставленной в качестве коммерческого кредита

п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, письмо ВАС РФ от 07.02.2011 N BAC-C03/УЧП-175 «О толковании пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63»

обязательство векселедателя уплатить денежную сумму, удостоверенное векселем (в том числе со сроком по предъявлении)

момент выдачи векселя

п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

обязательство акцептанта оплатить переводный вексель

момент совершения акцепта. Если акцепт не датирован — дата выдачи векселя, пока не доказана иная дата совершения акцепта

п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства

момент заключения договора поручительства

п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63, постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2012 N Ф03-462/12

денежное обязательство по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения

момент фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора

п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

возмещение вреда в соответствии со ст. 1064 ГК РФ

дата причинения вреда независимо от того, в какие сроки состоится исчисление размера вреда или вступит в законную силу судебное решение, подтверждающее факт причинения вреда и ответственность должника

п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

денежное обязательство, возникшее в результате изменения способа исполнения судебного акта о понуждении к передаче истцу имущества ответчика

дата возникновения обязательства по передаче имущества

п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

требование, основанное на утвержденном судом мировом соглашении, предусматривающем сроки, порядок и способы исполнения ранее возникшего обязательства (например отсрочку или рассрочку)

дата возникновения обязательства, в отношении которого утверждено указанное мировое соглашение

п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

возмещение судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.д.), понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт

момент вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных расходов

п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63

Источник: http://base.garant.ru/58078216/

За что оштрафуют при проверке принятых бюджетных обязательств?

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

Читайте так же:  Сокращение работника при сокращении должности

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты «перерасходом», проверяйте наличие «свободных» ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже «заблокированы» (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»).

Извещение о закупке может быть размещено на официальном сайте (в ЕИС) до доведения ЛБО. Пока такое еще возможно, в то время как с 1 января 2017 года Федеральное казначейство будет сопоставлять информацию об объеме ЛБО в Извещениях и в Планах-графиках (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Штрафовать за подобные действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ ревизоры не имеют права. О нарушении можно будет вести речь только после заключения контракта, конечно, если к тому времени не поступят ЛБО. Вывод: если уж размещаете извещение, не обеспеченное «свободными» ЛБО, не пропускайте срок отмены процедуры закупки (Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 6 октября 2015 г. №№ 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и).

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет «частичное» отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно.

Дело в том, что срок принятия бюджетного обязательства в целях ст. 15.15.10 КоАП РФ никак не увязан со сроком и суммой отражения бюджетного обязательства в бухучете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по ст. 15.15.7 КоАП РФ, а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Напомню, что в настоящее время штрафуют только за нарушение порядка бухучета бюджетных обязательств, в планах – привлечение за нарушения в учете ЛБО, ассигнований и денежных обязательств 1 .

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по ст. 15.15.10 КоАП РФ при формальном наличии на момент принятия обязательств «свободных» ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 «Оплата работ, услуг», 300 «Поступление нефинансовых активов»). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016).

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты «помимо воли» учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть «автоматически», в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет «однолетний», воспользоваться этим советом не получится. Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет «трехлетним».

Станислав Бычков,
заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

24 августа 2016 года

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ст. 15.15.10 КоАП.

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по ст. 15.15.10 КоАП РФ будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367).

Читайте так же:  Сколько длится альтернативная гражданская служба

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает «рублем» за такое важное направление работы.

Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает «момент истины» в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы «расшифровать» кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год.

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос. Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет.

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены Бюджетным кодексом РФ (см., например, п. 3 ст. 72).

Кроме того, о применении ст. 15.15.10 КоАП РФ речь не может идти, если дополнительные обязательства возникли на основании судебного акта или решения налоговой инспекции о взыскании долга по налогам.

При составлении раздела 3 формы 0503175 надо обособленно отражать принятые сверх бюджетных назначений бюджетные обязательства:

  • по обязательным платежам в бюджет (налогам, сборам);
  • в части публичных нормативных обязательств.

Это не случайно. Если такие обязательства обоснованы, то есть приняты в силу закона и в пределах полномочий организации, протоколы обычно не оформляются.

Часто бухгалтеры казенных учреждений задают вопрос: можно ли в конце года перечислить в бюджет налоги и взносы авансом?

По сути, речь идет об оплате обязательств следующего года в пределах ЛБО года текущего. Некоторые специалисты Минфина ничего предосудительного в этом не видят (Письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753). Правда проверяющие могут придерживаться другого мнения. Если вы все-таки решили перечислить такого рода платеж, обоснуйте его. Перечисляйте в бюджет суммы в пределах задолженности по налогам и взносам, которая будет показана в годовых декларациях (расчетах) и подлежит перечислению в первые месяцы следующего года. В конце-концов всегда можно сказать, что в январе к сроку платежа просто могло не оказаться ЛБО и пришлось бы платить пени (штрафы).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 02-10-06/21200). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток (ст. 30.3 КоАП РФ).

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (ст. 1.5 КоАП РФ). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно п. 6 ст. 161 БК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/article/732882/

Подписание денежного обязательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here