Отстранение от должности по уголовному делу

Полные ответы на все вопросы на тему: "Отстранение от должности по уголовному делу". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

«Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения по уголовным делам о фактах коррупции» (разъяснение Прокурора Пензенской области от 7 декабря 2015 г.)

Разъяснение Прокурора Пензенской области от 7 декабря 2015 г.
«Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения по уголовным делам о фактах коррупции»

Временное отстранение от занимаемой должности — это мера процессуального принуждения, предусмотренная ст. 114 УПК РФ, которая заключается в наложении запрета на подозреваемого, обвиняемого выполнять свои служебные обязанности в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, что особенно актуально для лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, одним из основных признаков которых является их совершение с использованием служебного положения.

Она применяется, когда оснований заключить обвиняемого под стражу нет, но и в силу различных причин недопустимо его пребывание на работе.

Эта мера ограничивает закрепленное в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

От должности могут быть освобождены служащие, занимающие должности, как в государственных, так и в негосударственных учреждениях, обладающие признаками должностного лица, определенными в примечаниях к ст.ст. 285, 290 и 201 УК РФ.

Цель временного отстранения от занимаемой должности — предотвращение возможности использования служащим своего положения для воспрепятствования производству по уголовному делу.

Она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от должности может быть отменено не только судебным решением, но и постановлением дознавателя, следователя самостоятельно, например, в случае, если должностное лицо уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу либо в ней отпала необходимость.

Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 УПК РФ, то есть в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Информация подготовлена отделом прокуратуры области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Данный материал размещен в системе ГАРАНТ в соответствии с соглашением о взаимодействии Прокуратуры Пензенской области и ООО «Пенза-Информ»

Источник: http://base.garant.ru/17410452/

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 114 УПК РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

Читайте так же:  Административная ответственность за неявку в военкомат

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).

Источник: http://stupkrf.ru/114

Процедура временного отстранения от занимаемой должности: основания. порядок действий и разбор особых случаев

Для отстранения от должности должны быть серьезные причины. Эта мера применяется строго только в случаях, перечисленных в двух нижеизложенных законах и в еще нескольких нормативных актах. Осуществление подобного действия без достаточных оснований наказуемо.

Нормативные акты

Отстранение от работы регламентируется ст. 76 ТК.

Руководитель организации или предприятия применяет данный способ воздействия при обстоятельствах:

  • нетрезвое состояние на работе (наркотическое или алкогольное);
  • отсутствие медаттестации, включая обязательное психиатрическое обследование;
  • отсутствие аттестации по нормам безопасности и охране труда;
  • выявление противопоказаний к выполнению трудовых обязанностей (эта причина должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами);
  • требование органов правопорядка, судебных или иных;
  • иные случаи, указанные в законе.

Эта мера предусмотрена также Уголовно-процессуальным кодексом и регламентируется 114 статьей. О применении отстранения перед судом могут ходатайствовать следователь, получив согласие следственного отдела, или дознаватель, после согласования с прокурором.

Отстранение от должности считается временным, но проводится принудительно. Применяется в целях соблюдения законного порядка судопроизводства и является проявлением недоверия. Постановление отсылается в организацию, где работает указанное лицо.

Подразумевается вероятность того, что подозреваемый или обвиняемый будет мешать следствию:

  • мешать проведению ревизий;
  • пытаться уничтожить компрометирующие его документы;
  • может фальсифицировать документы;
  • в серьезной ситуации может оказывать давление на подчиненных;
  • производить иные действия, которые помешают суду правильно оценить ситуацию и вынести верное решение.

По рекомендации Генпрокуратуры РФ отстранение от должности может применяться в случае:

  • привлечения гражданина к уголовной ответственности за правонарушение или преступление в организации, где он работает;
  • если свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми являются его подчиненные;
  • если гражданин уже сделал попытки запутать следствие и помешать работе экспертов и следователей.

Когда можно применить данную меру принуждения?

Применения данной меры могут потребовать органы или должностные лица, имеющие полномочия, подтвержденные законодательно (ст. 76, ч.7 ТК РФ).

Предъявляется требование исключительно в письменном виде. Это может быть постановление, предписание, оформленное по установленному образцу. Если работодатель получает подобную бумагу, он имеет право проверить правомочия требующего органа.

При соответствии двум указанным пунктам ему придется издать приказ об отстранении сотрудника от работы.

Кто может выдвинуть подобное требование?

Документ такого рода могут написать небольшое количество государственных органов в лице уполномоченных граждан, занимающих соответствующие должности.

Гострудинспекция

Орган, отвечающий за соблюдение всех предписаний трудового законодательства. Обладает правом составлять и выдавать работодателям обязательные к исполнению предписания, в которых содержатся требования об исправлении ошибок и нарушений норм закона.

Это могут быть требования о восстановлении незаконно уволенных, назначении санкций лицам, допустившим нарушение законов, или отстранении их от должности.

Отстранение от должности может применяться к лицам, не прошедшим инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте, стажировку, аттестацию и т. д. В этом случае такое предписание может написать инспектор ГИТ.

Однако согласно ст. 76, ч. 3 ТК ему придется внимательно разобраться в обстоятельствах. Если инструктаж не был пройден не по вине самого работника, то в течение всего времени простоя ему будет начисляться зарплата.

Санэпиднадзор

По обстоятельствам их могут временно перевести на другую должность, где вероятность заражения других людей отсутствует. Если такой возможности нет, их отстраняют от работы на определенное время, в течение которого им выплачиваются пособия.

При этом, если в полученном предписании отсутствует прямое требование об отстранении конкретного гражданина (или граждан) от должности, работодатель может принять решение об этом самостоятельно в рамках ТК. Такой вариант может содержать указание на нарушенные права работников, организации прохождения медосмотра, иные указания.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда есть некоторое число работников, не прошедших обязательную медицинскую аттестацию. Основанием будет факт отсутствия у них соответствующего документа. Однако если это произошло не по их небрежности, то весь период вынужденного простоя будет начисляться зарплата.

Судебные органы

Данная мера применяется, когда этого требует суд (ст. 29 УПК РФ о полномочиях суда). Работодатель обязан отстранить работника, если он обвиняется или подозревается в совершении преступления.

Основание для применения этой меры появляется, если гражданин привлекается к ответственности как обвиняемый или подозреваемый по делу, которое ведется в отношении иного лица.

Источник: http://prozakon.guru/trudovoe/otstranenie-ot-dolzhnosti.html

Статья 114. Временное отстранение от должности

СТ 114 УПК РФ

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

Читайте так же:  Санитарная книжка перечень врачей

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 114 Уголовно-процессуального кодекса

1. В соответствии с предписаниями комментируемой статьи временное отстранение от должности, как мера процессуального принуждения, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

2. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может:

1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении);

2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств;

3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора военного суда.

Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного расследования. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в течение 48 часов с момента поступления ходатайства. Суд вправе отказать в удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным. В случае если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-14/st-114-upk-rf

Комментарий к СТ 114 УПК РФ

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Комментарий к статье 114 УПК РФ:

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями ;

———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

Читайте так же:  Невыплата заработной платы прокуратура

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-14/st-114-upk-rf/kommentarii

Отстранение от должности

В некоторых ситуациях у работодателя появляется обязанность или право на отстранение работника от занимаемой им должности. Оснований для этого много, от несоответствия по результатам аттестации до предотвращения какого-либо ущерба интересам нанимателя или других лиц. Такое действие требует наличия достаточных оснований и соблюдения определенной процедуры оформления.

Отстранение от должности или работы

Отстранение от должности — этот термин подразумевает, что работник прекращает выполнять свои обязанности по требованию нанимателя. Такая мера является временным решением, за которым следует либо продолжение трудовых отношений, либо увольнение работника.

Основанием для такого решения нанимателя могут стать действия работника (совершенные или предполагаемые), обстоятельства непреодолимой силы или отсутствие необходимых знаний, навыков и документов.

В большинстве случаев, отстранение от должности не должно превышать двухмесячного срока и закончиться по устранению причины для недопуска работника к выполнению обязанностей. Наниматель на свое усмотрение может продлить этот период еще на месяц. По окончании этого периода, если причина не устранена, то необходимо решить вопрос о продолжении трудовых отношений или увольнении.

Этот термин заменен в трудовом законодательстве причинами, по которым наниматель может отстранить персонал от работы (ст. 76):

  • появление в состоянии опьянения;
  • отсутствие инструктажа по ОТ и ТБ;
  • несвоевременное прохождение медосмотра;
  • наличие противопоказаний к выполнению работы из-за состояния здоровья;
  • отсутствие необходимых разрешений, лицензий или специальных прав;
  • необходимость выполнения требований контролирующих и иных ведомств, а также судебных решений.

Вместе с тем, другие законы трактуют эти причины для отстранения от работы, как обоснование для отстранения сотрудников от должности. Так, закон о госслужбе (№ 79-ФЗ) напрямую указывает, что опьянение, непройденный инструктаж по охране труда или требование какого-либо госоргана является основанием для отстранения госслужащего от должности.

Потребовать временного отстранения могут и сотрудники силовых ведомств (УПК РФ, ст. 114), в том случае, если у них есть обоснованные подозрения, что обвиняемый по уголовному делу, продолжая выполнять должностные обязанности, уничтожит доказательства или будет препятствовать расследованию. Этот временный запрет оформляется судебным постановлением, которое наниматель обязан выполнить.

Арбитражный суд может отстранить от должностей руководителей компаний-банкротов, если они не выполняют требование законодательства о банкротстве, препятствуют деятельности управляющего или их действия наносят ущерб имуществу фирмы либо интересам кредиторов.

Отсутствие специального права или окончание срока его действия становится причиной для отстранения от должности только в том случае, когда без этого документа выполнение служебных обязанностей невозможно.

Например, изъятие ГИБДД водительского удостоверения у менеджера по сбыту не отразится критически на его должностных обязанностях. Посещать контрагентов компании он может и на такси или служебном транспорте. А вот для водителя выполнение работы без разрешения на управление машиной становится невозможным.

Другие основания для отстранения от должности

Указанный в трудовом кодексе перечень причин для отстранения от работы не является исчерпывающим. В законодательных актах, регулирующих различные сферы деятельности, могут содержаться и другие основания для отстранения от должности или работы.

Например, в законе о госслужбе (№ 79-ФЗ), указано, что причиной для временного отстранения работника может стать проверка достоверности сведений о его доходах.

Читайте так же:  По паспортным данным взяли кредит

Также госслужащего могут отстранить от должности на время проверки его персональных данных или урегулирования ситуации с «конфликтом интересов».

Отстранить от должности можно и единоличного директора акционерного общества, на основании принятого собранием акционеров или наблюдательным советом решения о временном приостановлении полномочий, этого должностного лица (закон об акционерных обществах № 208-ФЗ).

Решение об отстранении от должности может быть принято и в том случае, когда у работника-иностранца закончился патент на работу в России. В случае бессрочного трудового договора, отстранение от должности трактуется как временное приостановление трудовых отношений. На переоформление этого документа должно быть потрачено не более 30 дней, в противном случае трудовое соглашение расторгается.

Наниматель вправе применить временное отстранение от должности и к тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководство может не только понизить такого работника в должности или уволить его, но и дать время на повышение квалификации или повторное прохождение аттестации.

Временно отстранить сотрудника можно и на период приостановления допуска к работе с информацией ограниченного распространения. В этом случае решение вопроса зависит от того, насколько возможным является выполнение работы без доступа к таким данным.

Процедура отстранения от должности

Поскольку отстранение от должности влечет за собой негативные для работника последствия, такое решение нанимателя может быть оспорено. Поэтому важно не только тщательно обосновать применение этой меры, но и документально оформить каждый этап процедуры отстранения.

Первым ее этапом является подготовка необходимых документов для обоснования этого решения. К ним относятся:

  • постановления и предписания госорганов и судов;
  • служебные записки кадровых подразделений или непосредственного руководства отстраняемого работника;
  • акты о нарушениях;
  • протоколы аттестационных комиссий и т. д.

На основании этих документов, руководитель принимает решение об отстранении подчиненного от должности и издается соответствующий приказ. Затем с этим распоряжением ознакамливают отстраняемого работника.

Время, на которое сотрудник был отстранен от работы, засчитывается как простой, с проставлением в табеле соответствующей отметки.

После того, как причина отстранения будет устранена, приказом руководителя, сотрудник возвращается к выполнению должностных обязанностей.

Оплата за время отстранения от должности

Период, на который сотрудника отстраняют от выполнения должностных обязанностей, оформляется как простой. Поэтому оплата этого времени, в большинстве случаев, зависит от того, есть ли вина работника в сложившейся ситуации.

Простой не оплачивается, если сотрудник:

  • появился на работе в состоянии опьянения;
  • не пришел на медосмотр или инструктаж без уважительной причины;
  • совершил действия, которые привели к изъятию специального разрешения или права;
  • не прошел аттестационное испытание и т. д.

Когда вины работника в отстранении от должности нет, то простой оплачивается в соответствии с законодательством.

Например, водители не смогли вовремя пройти медицинское освидетельствование для допуска к работе из-за того, что наниматель не оплатил услуги медучреждения. В этой ситуации приступать к выполнению работы они не имеют права, поэтому простой им будет оплачен.

Так госслужащий, на время проведения различных проверок, а также урегулирования вопроса с конфликтом интересов может получать свою обычную зарплату.

Если отстранение от должности произошло в рамках расследования уголовного дела, то на этот период такому работнику выплачивают пособие в размере прожиточного минимума.

Кроме того, работодатель может вместо отстранения от должности может перевести сотрудника на другую работу, где он будет получать установленную для этого рабочего места зарплату.

Например, если человек не может временно выполнять свои обязанности по медицинским показаниям, ему могут предложить подходящую работу до момента восстановления состояния здоровья.

Замена отстраненного от должности работника

После того, как работника отстранили от должности, наниматель должен решить вопрос о необходимости его временной замены. Если ситуация разрешится за пару дней и отсутствие сотрудника не скажется на функционировании компании, то можно не передавать его должностные обязанности другому работнику.

При длительном периоде отстранения служебные обязанности должен кто-то выполнять. Наниматель может предложить другим сотрудникам совместить основную работу с функционалом отстраненного работника, за дополнительную плату.

Кроме того, при длительном отсутствии основного работника из-за его отстранения можно нанять нового сотрудника по срочному трудовому договору.

Например, отстранение от должности инициировано следственными органами, длительность расследования и период отстранения может затянуться на месяцы.

В этом случае, проще нанять временного работника, а затем либо оставить его на этой должности, на постоянной основе (в случае осуждения ранее занимавшего ее сотрудника), либо уволить временно нанятого человека, после того, как на работу выйдет основной работник.

Отстранение от должности является временной мерой, причиной для которой могут стать действия работника либо сложившиеся обстоятельства. Поводом для ее применения может стать как инициатива нанимателя, так и предписания различных ведомств. В том, случае, когда обстоятельства, приведшие к отстранению сотрудника от работы невозможно устранить в разумные сроки, его либо переводят на другое место, либо увольняют.

Источник: http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/otstranenie-ot-dolzhnosti.html

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности (действующая редакция)

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

Читайте так же:  Взыскание неустойки после взыскания основного долга

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 114 УПК РФ

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zakonrf.info/upk/114/

Отстранение от должности по уголовному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here