Основные положения дисциплинарной ответственности государственных служащих регулируется

Полные ответы на все вопросы на тему: "Основные положения дисциплинарной ответственности государственных служащих регулируется". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Дата публикации: 23.06.2015

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Шаляева Ю. В., Каравайнова В. В. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8401/ (дата обращения: 27.01.2020).

В данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине. Проанализированы законодательные акты данных государств, и на их анализе выявлены проблемы дисциплинарного вида ответственности.

Ключевые слова: гражданские служащие, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, дисциплинарные взыскания.

This article discusses some of the features of legal regulation of disciplinary responsibility of civil servants in the Russian Federation and Ukraine. Analyzed the legislation of these countries, and their analysis revealed a disciplinary type of liability issues.

Служебная дисциплина выступает необходимым элементом процесса государственной службы, направленным на стимулирование правомерного поведения государственных служащих, добросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, что в конечном итоге определяет успешную реализацию функционирования государственного аппарата.

Эффективность государственного управления в целом зависит от совокупной продуктивности работы государственных служащих, которая определяется полнотой реализации поставленных перед ними задач. О профессионализме управленцев судят не только по их квалифицированности. Профессиональная компетентность современных чиновников, находящихся на государственной службе, включает в себя и дисциплинированность.

Соблюдение служебной дисциплины, является одной из важнейших обязанностей государственного служащего. Она выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего, в ней проявляется его отношение ко всем другим обязанностям, возникающим в процессе исполнения служебного контракта.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих на данном этапе развития правовых систем, как Российской Федерации, так и Украины становится особенно актуальна. Так как в настоящее время в данных правовых системах происходят процессы утверждения общечеловеческих ценностей, демократизации политической, экономической и социальной сферы жизни граждан, которые, к сожалению, сопровождаются правонарушениями, совершаемыми самими государственными служащими.

Как отмечал в свое время Ю. С. Адушкин, «дисциплинарная ответственность превосходит любой иной вид юридической ответственности по масштабам и частоте реализации» [1, с. 123].

С учетом вышесказанного, дисциплинарная ответственность государственных служащих требует более углубленного изучения. По содержанию, при прохождении государственной гражданской службы, дисциплинарная ответственность Российской Федерации наиболее приближена к системе государственной службы в Украине.

Законодательством Российской Федерации в области дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего, на сегодняшний день является ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон содержит в себе определения служебной дисциплины и дисциплинарного проступка государственного служащего, как основания для его привлечения к дисциплинарной ответственности, закрытый перечень дисциплинарных взысканий, а также регламентирует порядок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Действующий Закон Украины «О государственной службе», в отличие от российского законодательства, регулирующего отношения на государственной службе не содержит толкования понятия «служебная дисциплина» что впоследствии ведет к затруднению определения границ правомерного поведения и уровня надлежащего исполнения государственного служащего своих служебных обязанностей. Правовая доктрина насчитывает несколько подходов толкования данной правовой категории.

Так, по мнению российского ученого Ю. Н. Старилова, «служебная дисциплина заключается в правильном, своевременном, целесообразном и законном выполнении всеми госслужащими государственных органов своих должностных обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка в государственном органе, приказами его начальника, условиями контракта о службе в государственном органе» [4, с. 267].

Иной точки зрения толкования данного термина придерживается украинский ученый В. С. Венедиктов, который подчеркивает, «что это установленная в государственных органах для отдельной категории работников дисциплина труда, заключающая в соблюдении общих и специальных обязанностей и прав, а также запретов и ограничений, установленных Конституцией и законодательством Украины, уставами, положениями, нормативными актами министерств, контрактами, приказами руководителей, которые выдаются в пределах их полномочий» [2, с. 287]. Считаем, что каждая трактовка понятия «служебной дисциплины» довольно всесторонне и верно отражает данное понятие. Поэтому не согласиться с ними нельзя.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих непосредственно связана с выполнением ими служебных полномочий. Основанием же такой ответственности является дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на лицо служебных обязанностей.

Читайте так же:  Сколько алименты у безработного отца

В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» за совершение данного проступка представитель нанимателя вправе применить меры дисциплинарного воздействия. Такими мерами согласно действующему законодательству являются дисциплинарные взыскания, перечень которых прописан в ст.57 ФЗ «О государственной гражданской службе» [5].

Анализ основного правового источника дисциплинарной ответственности гражданских служащих, которым является Федеральный закон о гражданской службе, позволяет сделать вывод о недостаточной правовой регламентации данным правовым актом отдельных вопросов дисциплинарной ответственности гражданских служащих. Так, к сожалению, не нашли своего выражения в тексте закона определения неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, понятие самих должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий, предусмотренная законом, отличается однотипностью и недостаточным разнообразием применяемых мер дисциплинарной ответственности.

В регламентации порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности могут быть выделены такие пробелы как: отсутствие определенного перечня участников дисциплинарного производства, детально установленного их правового статуса, отсутствие выделенных стадий данного производства и принимаемых в их процессе юридически значимых документов. Отсутствие полноценной законодательной основы привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности существенно снижает действенность этого правового института.

Закон Российской Федерации предполагает лишь один из возможных видов дисциплинарных проступков, что, несомненно, можно признать упущением российского законодателя. В этом направлении закон Украины также является недостаточно эффективным, так как он не закрепляет подробную регламентацию понятия и видов дисциплинарных проступков гражданских служащих. В ст.14 Закона Украины закреплено лишь, что «дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который порочит его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает» [3].

Детальное рассмотрение приведенной нормы приводит к выводу о том, что действующий Закон приводит лишь некоторые виды дисциплинарных проступков.

По результатам анализа и сравнения правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих России и госслужащих Украины можно сделать вывод, что закрепление данного института в законодательстве России более детально, нежели в законодательстве Украины. Но все же законодательство Российской Федерации не лишено пробелов в регулировании дисциплинарной ответственности госслужащих.

1. Адушкин Ю. С. Нормы о дисциплинарном производстве в системе советского права. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1983.Вып. 4.128 с.

2. Венедиктов В. С. Трудове право України: Підручники, навчальні посібники. 2008 р.384 с.

4. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. М.: Издательство Норма, 2002. 600 с.

Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/142/8401/

Проблематика применения дисциплинарной ответственности к государственному служащему

Дата публикации: 19.08.2019 2019-08-19

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Пышкина Д. С. Проблематика применения дисциплинарной ответственности к государственному служащему // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 41-42. — URL https://moluch.ru/archive/271/62065/ (дата обращения: 27.01.2020).

Служебные отношения на государственной службе регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). В своей деятельности государственный гражданский служащий (далее-государственный служащий) обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностной регламент и действующее законодательство Российской Федерации.

Согласно статье 47 Закона № 79-ФЗ права и обязанности государственного гражданского служащего более подробно рассматриваются в должностном регламенте, который в свою очередь считается локальным документом. [1]

При неисполнении или ненадлежащем исполнении государственного служащего своих обязанностей работодатель имеет право применить по отношению к работнику, т. е. государственного служащему, дисциплинарную ответственность.

Поскольку все права и обязанности работника иногда просто невозможно предусмотреть в должностном регламенте, в случае отсутствия специального правила к государственному гражданскому служащему применяются общие правила трудового законодательства.

Именно поэтому одной из особенностей такого вида ответственности является междисциплинарный характер.

Согласно статье 192 Трудового кодекса при совершении дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить по отношению к работнику дисциплинарное взыскание. [2]

По мнению автора, такое положение нормы права является своего рода не совершенствованием законодательства, поскольку при буквальном прочтении данной нормы можно сделать вывод о том, что законодатель наделяет работодателя обширными полномочиями, которые реализуется на его личное усмотрение.

Таким образом, может происходить ущемление прав служащих или же могут создаваться условия для руководителей использовать предоставленные им законом права (полномочия) в противоправных целях.

Также необходимо сказать о том, что существует проблема, которая выражается в том, что в некоторых государственных органах штатная численность сотрудников может не превышать двенадцати человек, шесть из которых работают по трудовому договору, то есть не являются государственными служащими.

В таких случаях складывается ситуация, когда один государственный служащий, например занимается надзорной деятельностью, кадровой, а также на него возлагаются и другие обязанности, поскольку государственный орган небольшой, а функции обширные.

При проверке прокуратурой вносятся представления, в которых поручено провести проверку по соблюдению законодательства должностным лицом, по отношению к которому внесено представление.

В таких случаях складывается ситуация, когда лицо проверяющее совпадает с лицом проверяемым, соответственно государственный служащий, в отношении которого внесено представление не вправе в отношении себя проводить проверку, в результате чего будет назначен на проведение проверки не профильный специалист, следовательно, возникает коллизия.

Дефицит процессуальных норм в вопросах применения дисциплинарной ответственности следует рассматривать как существенный пробел ее правового регулирования.

Отсутствие таких норм не позволяет точно квалифицировать конкретное действие государственного служащего как дисциплинарный проступок. Таким образом, работодатель имеет возможность произвольно решать вопрос о том, как квалифицировать конкретное деяние и каким образом привлечь государственного служащего к дисциплинарной ответственности.

При таком положении норм работодатель имеет возможность субъективно относится к личности государственного служащего. Соответственно складываются ситуации, когда в одном случае работник имеет возможность избежать ответственности, а в других случаях приводит к чрезмерному ужесточению, что приводит к принципам неотвратимости наказания.

Соответственно начальник государственного служащего при нарушении требований надлежащего поведения на государственной службе должен руководствоваться нормам служебной дисциплины и действующим законодательством, а не субъективным мнением.

Однако, законодателем предпринята попытка нормативно закрепить истолкование служебной дисциплины.

Читайте так же:  Взыскание алиментов с военнослужащего по контракту

В части первой статьи 56 Закона № 79-ФЗ законодатель устанавливает, что служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и служебным контрактом.

Таким образом, понятие служебной дисциплины, по сути, сводится к соблюдению требований следующих нормативных правовых актов: а) служебного распорядка; б) должностного регламента; в) служебного контракта.

Важнейшей задачей в таком случае, является совершенствование данного правового института в целях недопущения его произвольного, необоснованного применения, которое может выражаться в содержании в законодательстве юридически значимых признаков дисциплинарных (должностных) проступков.

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07. 2004 № 79-ФЗ [ред. от 11.12.2018] // Собор. Законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Трудовой кодекс от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 1. — Ст. 3.

Источник: http://moluch.ru/archive/271/62065/

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав и обязанностей. Государство наделяет лиц, состоящих на службе, широкими полномочиями, обеспечивает им высокую социальную защищенность.

Вместе с этим законодательством установлены особенности привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания

Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.

Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.

Проступки могут быть разными:

  • Невыполнение своих должностных обязанностей;
  • Выполнение обязанностей не должным образом;
  • Опоздание на службу;
  • Прогул;
  • Появление на службе в нетрезвом виде;
  • Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
  • Противоправные действия коррупционной направленности;
  • Административные правонарушения;
  • Многие другие.

Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.

Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.

Виды дисциплинарной ответственности государственных служащих

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих заключаются: во-первых, в установлении новых видов взысканий, во-вторых, в особой процедуре их наложения.

Статья 57 ФЗ устанавливает такие виды взысканий, как объявление замечания, выговора, предупреждение о неполном должностном соответствии и самое серьезное – увольнение. Увольнение наступает при совершении тяжелых проступков работниками, все они подробно описаны в статье 37 Федерального Закона.

За совершение одного нарушения наниматель несет только одно наказание, дважды наказать за один проступок не правомерно.

Применение иных видов взысканий, не прописанных в нормативно-правовом акте — невозможно.

Порядок привлечения служащих к дисциплинарной ответственности

Структура дисциплинарной ответственности государственного служащего включает в себя:

  • Вину нарушителя;
  • Действие либо бездействие как основная часть;
  • Обстоятельства случившегося;
  • Негативные последствия.

Все составные части неразрывно связано друг с другом и должны иметь следственную часть, т.е. последствия наступать в результате самого противоправного деяния.

Как только руководителю государственного органа стало известно о совершении нанимателем проступка, от него отбирается объяснение. При отказе оформляется акт. Во всех случаях проводится проверка с исследованием всех обстоятельств случившегося. По результатам расследования констатируется вывод о виновности или невиновности, после чего издается приказ о наложении взыскания. В течение пяти дней работник получает копию такого приказа. В случае если работник с решением о наказании не согласен, он может его обжаловать.

Таким образом, обязательное проведение проверки по факту совершения проступка нанимателем является сущностным отличием по сравнению с иной трудовой деятельностью, когда достаточно всего лишь отобрать объяснение.

Срок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих

Общий срок наложения взыскания равен одному месяцу с момента получения информации о нем. Этот срок продливается при болезни или отпуске нанимателя, но в любом случае не может быть больше полугода.

Исключение составляет факт, когда проступок выявлен по результатам ревизии, — в таком случае срок составляет два года.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, когда информация о нарушении поступила позднее указанных сроков, принято говорить, что истекла его давность.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих — судебная практика

Судебная практика складывается в основном из дел, когда работник не согласен с вынесенным ему взысканием либо решение о наказании было не законно. Актуальность имеют дела о восстановлении на службе не законно уволенных и получение ими материальной компенсации за причиненный вред и страдания.

Наиболее часто зафиксированы факты привлечения к ответственности с нарушением сроков, наказания в период больничного работника. Также руководители органов не в полном объеме исследуют все обстоятельства нарушения, не собирают должным образом все, связанные с делом документы, в результате чего приходят к неверному решению.

Закон о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Специального закона о дисциплинарной ответственности применительно к госслужащим на данный момент не существует. Юридический правовой институт привлечения к наказанию нанимателей регламентирован Федеральным Законом от 2004 года № 79. В главе 12 сосредоточены нормы данного характера.

В целях избежания неправомерного наложения взысканий на работников, руководителям государственных органов необходимо неукоснительно соблюдать требования положений законодательства по этому вопросу.

Похожее

Исполнение трудовых обязанностей, которые связаны с распоряжением или использованием материальных ценностей, предполагает материальную ответственность соответствующих…

Работники бюджетной сферы составляют существенную часть всех трудоспособных людей России, а оплата их труда зависит…

Коллективная материальная обязанность является сложным механизмом действующего трудового законодательства. Договор о коллективной материальной ответственности оформляется…

Всегда общепризнанные меры представляет собой обеспечение распорядка в жизни общества. Если правовое общество в своем…

Оформление пенсий государственным служащим несколько отличается от стандартной процедуры. Основное отличие заключается в том, что…

Обязанность каждого работника — отвечать за имущество работодателя. Такое имущество может быть вверено работнику или…

Источник: http://russiansu.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost/osobennosti-disciplinarnoj-otvetstvennosti-gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Читайте так же:  Помощь в получении кредита с просрочками

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_96572_otvetstvennost-gosudarstvennih-sluzhashchih-osobennosti-distsiplinarnoy-otvetstvennosti-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Читайте так же:  Юридическая ответственность виды дисциплинарных взысканий

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Читайте так же:  Где проходить медкомиссию для санитарной книжки

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Источник: http://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/trudovye-otnosheniya/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Она характеризуется следующим и признаками:

· основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

· за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

· дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Выделяют два вида дисциплинарной ответственности:


Выделяются следующие специфические черты ответственности государственных служащих:

· повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

· наличие специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);

· привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствую­щую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка.

Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В науке административного права уже достаточно давно сформулированы признаки, которые можно объединить понятием состава дисциплинарного проступка. Основными элементами состава дисциплинарного проступка являются:

· объект дисциплинарного проступка;

· объективная сторона дисциплинарного проступка;

· субъект дисциплинарного проступка;

· субъективная сторона дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок имеет формальный состав, т.е. для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения трудовой дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требует, чтобы работодатель обязательно налагал на работника за каждый дисциплинарный проступок взыскание. Применение дисциплинарно­го взыскания — это право, а не обязанность работодателя. Поэтому вопрос об ответственности должен решаться каждый раз индивидуально.

Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, которые могут совершаться государственными служащими, не существует. Вместе с тем в законодательстве предусмотрены меры в отношении государственных служащих, виновных в нарушении федеральных законов, указов Президента РФ, неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

· предупреждение о неполном должностном соответствии;

· освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

· увольнение с гражданской службы.

Требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Применение того или иного дисциплинарного взыскания должно быть не только законно, но и обоснованно. В этой связи в п. 53 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодателю не­обходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служеб­ной проверки.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

В целом порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности аналогичен общему порядку, установленному трудовым законодательством. Особенностью является то, что в ряде случаев законодательство о гражданской службе требует перед наложением дисциплинарного взыскания проведения служебной проверки или служебного расследования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/2441129/page:30/

Основные положения дисциплинарной ответственности государственных служащих регулируется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here