Охрана труда на предприятиях республики беларусь

Полные ответы на все вопросы на тему: "Охрана труда на предприятиях республики беларусь". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

ОХРАНА ТРУДА

Современное состояние охраны труда в Республике Беларусь

Согласно последним данным МОТ, по причинам, связанным с трудовой деятельностью, ежегодно погибают около 2 миллионов человек. Еще около 160 миллионов человек по всему миру страдают от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Общее количество несчастных случаев на производстве по всему миру оценивается в 200 миллионов в год. Иными словами, свыше 700 тысяч несчастных случаев на каждый день, или 8,5 в секунду. Ежедневно на рабочих местах погибают более 3 тысяч человек, т.е. каждую минуту происходят две трагедии [18, с. 14].

Специалисты МОТ подсчитали, что 4 процента валового внутреннего продукта теряются по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью организации.

Хотя финансовый момент и является серьезным аргументом, практически невозможно подсчитать моральный ущерб, связанный с переживаниями, болью и страданиями при серьезном несчастном случае, не говоря о гибели. Жизнь некоторых людей коренным образом меняется в результате таких случаев.

В большинстве стран работники вправе рассчитывать, что им будет предоставлен надежный уровень безопасности на рабочем месте (это рассматривается как неотъемлемое право человека), кроме того, поддержка профсоюзов и требования законодательства приводят к значительному давлению на компании в вопросе соблюдения необходимых требований безопасности.

Проблемы обеспечения безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, снижения производственно обусловленной заболеваемости, а равно и экономических потерь, связанных с ними, могут быть успешно решены лишь в случае согласованной политики в области охраны труда, проводимой на паритетной основе государством, нанимателями, органами, представляющими интересы работников.

Охрана труда является одним из аспектов внутренней государственной политики Республики Беларусь и направлена на сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасных условий труда и производственной безопасности является внедрение систем управления охраной труда. Однако следует иметь в виду, что политика обеспечения безопасности и гигиены труда должна основываться на конкретных особенностях производства, где и решаются, в конечном счете, все проблемы охраны труда [19,с.З].

Соблюдение законодательства о труде и охране труда на всех уровнях государственного управления находится на контроле Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

В соответствии с возложенными задачами Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) в январе-июне 2009 года проведено 11,5 тыс. проверок (в том числе по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины — 4972). По результатам проверок выдано 9008 предписаний на устранение 119 тыс. нарушений законодательства о труде и охране труда.

Из-за нарушений требований охраны труда приостанавливалась (запрещалась) работа 5 цехов, 328 производственных участков и 6584 единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. За нарушения законодательства о труде и охране труда привлечены к административной ответственности 3902 должностных липа и 2572 нанимателя.

По требованию государственных инспекторов труда 9271 работник отстранен от работы в соответствии со статьей 49 Трудового кодекса Республики Беларусь. На основании материалов государственных инспекторов труда привлечены к дисциплинарной ответственности 2352 должностных лица, допустивших нарушения законодательства о труде; освобождены от работы 105 должностных лиц, из них 84 — за однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.

Совместно с представителями специально уполномоченных органов государственного надзора и контроля и профсоюзов проведены месячники надзора и контроля за обеспечением здоровых и безопасных условий труда: в апреле текущего года — в сельскохозяйственных организациях республики в период массовых весенних полевых работ, в мае — в строительных организациях республики. Во время месячника при проведении весенних полевых работ произошло по одному несчастному случаю со смертельным и тяжелым исходом (в 2008 году — соответственно 1 и 3). В строительных организациях республики в мае 2009 года в период проведения месячника погиб один работник и 5 -получили производственные травмы с тяжелым исходом (2008 год — соответственно 3 и 13) [19, с.4].

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда, в организациях республики в январе-июне 2009 года погибли 83 и тяжело травмированы 338 работников, что соответственно на одного и 19 человек меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В январе-июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года допущен значительный рост числа погибших на производстве в организациях, расположенных на территориях, подведомственных Брестскому -20 (январь-июнь 2008 г. — 12) и Минскому — 19 (13) облисполкомам, а также потерпевших на производстве с тяжелым исходом в организациях концерна «Беллегпром» — 9 (5) и Минтранса — 18(13) человек.

Возросло количество погибших на производстве в результате дорожно-транспортных происшествий — с 9 до 11 человек и потерпевших на производстве с тяжелым исходом — с 25 до 29 человек.

По сведениям на 09.07.2009 в состоянии алкогольного опьянения находился 31 человек, или 37,3% от общего числа погибших в республике (январь-июнь 2008 года — 33 человека, или 39,3%).

Удельный вес погибших при отсутствии вины нанимателя составляет 35% от общего числа смертельно травмированных, что практически на уровне прошлого года (первое полугодие 2008 года — 35,7%), и потерпевших с тяжелым исходом — 50% от общего числа тяжело травмированных, что ниже прошлого года (первое полугодие 2008 года — 41,7%).

Основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями явились: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда — 19,2%; нарушение потерпевшим трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда — 17,3%; личная неосторожность потерпевшего — 11,1%; нарушение требований безопасности труда другими работниками — 6,9%; недостатки в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда — 6,8%; алкогольное опьянение — 6,4%; отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации -4,9%; неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест — 4,7%; эксплуатация неисправных, не соответствующих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента- 3,6%; нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования — 3,5%; неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты — 2,7% [19, с.5].

Анализ проведенной в республике работы по предупреждению производственного травматизма во время уборки урожая сельскохозяйственных культур 2009 года показал, что во многих организациях агропромышленного комплекса охрана труда в соответствии с требованиями законодательства не обеспечивалась. Нанимателями не в полной мере реализовывались решения вышестоящих органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов, направленные на решение проблем безопасности условий труда, выполнение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» [16, с.72].

Оперативные данные Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о потерпевших на производстве с тяжелым исходом и о погибших на производстве приведен в Приложении 3-4.

Читайте так же:  Кредиторская задолженность 10 лет

Источник: http://studbooks.net/952713/pravo/ohrana_truda

Охрана труда на предприятиях и в организациях Беларуси

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Требования по охране труда — нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.

Техника безопасности — система организационных мероприятии, защитных мер и методов, предотвращающих воздействие на работающих недопустимого риска. (полностью поглощено понятием «Охрана труда».

Положение с организацией и обеспечением охраны труда на производстве и техники безопасности при проведении отдельных видов работ продолжает оставаться сложным.

Ежегодно на предприятиях и в организациях республики при выполнении работ травмируется свыше 10 тысяч человек, из них около 300 человек погибает, свыше 700 человек получают тяжелые травмы.

Проверки предприятий и анализ материалов расследования несчастных случаев показывают, что свыше 70 % нарушений требований охраны труда происходит по организационным причинам, причем из них около 50 % — вследствие некомпетентности руководителей и специалистов, недисциплинированности и незнания персоналом элементарных требований охраны труда и техники безопасности при проведении работ с повышенной опасностью.
В связи с этим, на этом портале представлены все необходимые документы, нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, структурированные по разделам.

Важную роль в обеспечении здоровых и безопасных условий труда играют инструктажи и проверка знаний по вопросам охраны труда – в отдельных разделах собраны типовые и местные инструкции по охране труда по отдельным профессиям и видам работ.

Одним из приоритетных направлений нашего государства является внедрение и сертификация системы управления охраной труда (СУОТ), (вопросы о ее внедрении будут затрагиваться в разделе «Системы управления охраной труда».

Начал свою работу форум – место, где смогут пообщаться специалисты (инженеры по охране труда и пожарной безопасности).

Источник: http://ohranatruda.of.by/2009-10-02-11-23-07.html

Охрана труда на предприятиях республики беларусь

Администрация Заводского района г.Минска

220026, г.Минск, ул.Жилуновича, д.17

  • Главная »
  • Охрана труда »
  • Основные документы по охране труда для организаций

Основные документы по охране труда для организаций

  1. Удостоверения по охране труда (минимум 3 для создания комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих – руководитель и плюс два работника ИТР; получаете после прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда в администрации района; при невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности; периодичность проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя и членов комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих – 1 раз в 3 года).
  2. Приказ о назначении ответственного по вопросам охраны труда.
  3. Приказ о создании комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
  4. Протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работающих.
  5. Утвержденный перечень работ и профессий, по которым проводится проверка знаний.
  6. Утвержденный перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.
  7. Журнал регистрации вводного инструктажа. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  8. Программа вводного инструктажа, утвержденная нанимателем.
  9. Утвержденный перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.
  10. Утвержденный перечень инструкций по охране труда, действующих на предприятии.
  11. Инструкции по охране труда. Наличие на рабочих местах выписок из инструкций по охране труда, эксплуатационной документации по оборудованию.
  12. Журнал регистрации инструкций по охране труда. Журнал выдачи инструкций по охране труда.
  13. Утвержденный нанимателем Перечень работ с повышенной опасностью, для проведения которых требуется предварительное обучение, проверка знаний работников по вопросам охраны труда и стажировка.
  14. Протоколы комиссий (квалификационных и экзаменационных) по проверке знаний работников по охране труда.
  15. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
  16. Журнал регистрации непроизводственных несчастных случаев (происшествий)
  17. Журнал регистрации микротравм
  18. Журнал регистрации профессиональных заболеваний (отравлений)
  19. Акты о несчастных случаях на производстве формы Н-1 и документы расследования (если были производственные травмы).
  20. Отчеты о производственном травматизме.
  21. Перечень контингентов и список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.
  22. Перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда
  23. Карты оценки организационно-технического уровня рабочих мест.
  24. Карты условий труда на рабочих местах
  25. Перечни профессий и должностей работников на бесплатную выдачу молока, мыла, смывающих и обезвреживающих средств.
  26. Предоставление дополнительных отпусков и сокращенного рабочего дня (по коллективному договору).
  27. Технический журнал работ по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений.
  28. Технические паспорта вентиляционных установок.
  29. Документы наладки вентиляционных установок на проектный режим и санитарно-гигиеническую эффективность.
  30. Инструкции по эксплуатации объектов и установок.
  31. Лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию.
  32. Документы электрохозяйства (техническая и оперативная).
  33. Документы по радиационной, лазерной, химической безопасности и другим объектам (если необходимы)
  34. Документы по пожарной безопасности согласно Общим правилам пожарной безопасности РБ для промышленных предприятий (ППБ РБ 01.01-94)
  35. Предписания специально уполномоченных госорганов надзора и контроля
  36. Кабинет (уголок, стенд), оформление, наглядные пособия и т.д.
  37. Положение (приказ) об организации работ по охране труда на предприятии. Положение (Руководство) о системе управления охраной труда, документы по идентификации опасностей, оценке рисков и определении мер управления ими в соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования»
  38. План мероприятий по охране труда в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.10.2000 №136

Нормативно-правовые акты

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ23 июня 2008 г. N 356-З ОБ ОХРАНЕ ТРУДА (в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 61-З)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 ноября 2008 г. N 175 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ, СТАЖИРОВКИ, ИНСТРУКТАЖА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ РАБОТАЮЩИХ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 27.06.2011 N 50, от 24.12.2013 N 131)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2008 г. N 210 О КОМИССИЯХ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 31.05.2011 N 39, от 24.12.2013 N 132)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2004 г. N 30 О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (в ред. постановлений Совмина от 04.11.2006 N 1462, от 18.01.2007 N 60, от 18.02.2008 N 221, от 19.04.2010 N 579, от 09.12.2011 N 1663, от 01.03.2012 N 200, от 29.09.2012 N 885, от 18.10.2012 N 947, от 14.08.2013 N 712, от 14.04.2014 N 348, от 30.06.2014 N 637, от 31.07.2015 N 654)

Источник: http://zav.minsk.gov.by/ohrana-truda/osnovnye-dokumenty-po-okhrane-truda-dlya-organizatsij

Охрана труда в системе управления предприятием сущность, содержание и функции. Конституция РБ о — реферат

Министерство образования Республики Беларусь

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по курсу «ОХРАНА ТРУДА» на тему

«Охрана труда в системе управления предприятием: сущность, содержание и функции. Конституция РБ об охране труда»

4. Список источников

Читайте так же:  Организации выдающие частные займы

Введение

1.Охрана труда в системе управления предприятием: сущность, содержание и функции.

Система управления охраной труда на предприятии

Основные функции и задачи системы управления охраной труда на предприятии
Система управления охраной труда на предприятии – это целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.
Основные функции системы :
– организация и координация работ по охране труда;
– планирование работ по охране труда;
– контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ;
– учет, анализ и оценка показателей состояния охраны труда;
– стимулирование за работу по охране труда.
Основные задачи системы :
– обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда;
– обеспечение безопасности производственного оборудования;
– обеспечение безопасности производственных процессов;
– обеспечение безопасности зданий и сооружений;
– нормализация санитарно-гигиенических условий труда;
– обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
– обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
– санитарно-бытовое обслуживание работающих;
– профессиональный отбор работающих по специальностям.

Система управления охраной труда в организации

2. Содержание основных статей Конституции Республики Беларусь, посвященных вопросам охраны труда.

Конституция Республики Беларусь утверждает подлинно демократические права граждан, активное использование которых способствует свободному развитию каждого и всех. Среди них на одном из первых мест находятся: права на труд (ст.41), отдых (ст.43), охрану здоровья (ст.35), материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47), право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.42).

Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель ставит реализацию составляющих прав на труд в зависимость от общественных потребностей. При этом остается неясной концепция самих общественных потребностей, неизвестно, кто будет их определять. Это лишний раз подчеркивает во многом пока декларативный характер провозглашенного конституцией права на труд.

Далее необходимо еще раз повторить, что по ст.41 право на труд включает в себя право на выбор профессии и рода занятий, а также право на работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой. Тем самым Конституция закрепляет самые прогрессивные нормы, соответствующие международно-правовым актам, включая конвенции МОТ. Но можем ли мы сегодня в полной мере реализовать эти положения на практике? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. С одной стороны, при наличии различных форм собственности и современном состоянии рыночных отношений нельзя предоставить всем гражданам Республики Беларусь работу в соответствии с их пожеланиями и образованием: экономические реалии порождают и безработицу, и использование граждан на работах не по специальности. Но, с другой стороны, положение смягчается тем, что в соответствии с ч.2 ст.41 Конституции в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется не только выплата пособия по безработице, но и обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей.

Обеспечение прав и свобод граждан РБ, в том числе свободы труда, гарантируется государством, говорится в ст.21 Конституции РБ. Свобода труда провозглашена в ст.23 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Только сам гражданин может распоряжаться своим трудом, только он может выбирать ту или иную форму деятельности (предпринимательство, фермерство, индивидуальную трудовую деятельность, работу на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях или коммерческих структурах и т.д.). Ст.41 (ч.4) Конституции РБ запрещает применение принудительного труда, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Это важное положение закреплено в ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, где, в частности, сказано: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещены во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии. Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду».

Свобода труда непосредственно связана с правом на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку (ч.3 ст.41). Это соответствует ст.23 Всеобщей Декларации прав человека, которая закрепляет право каждого создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и Конвенция N 98 от 1 июля 1949 г. относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров. Так, ст.1 этой Конвенции закрепляет право трудящихся пользоваться соответствующей защитой против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы ассоциаций в области найма на работу. Такая защита применяется в особенности против актов, рассчитанных на то, чтобы: а) поставить прием на работу или оставление на работе трудящегося в зависимость от вступления его в профсоюз или выхода из профсоюза; б) увольнять трудящегося или любым другим способом наносить ему ущерб на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности вне рабочего времени или, с согласия предпринимателя, в рабочее время.

Организация охраны труда – социальная и государственная функция. В условиях новых экономических отношений в республике она обретает особую значимость. Рациональная организация охраны труда достигается умелым применением экономических, социальных, правовых, моральных, психологических и других средств. Она представляет собой комплексную проблему, которая находится на стыке экономики труда, социологии, социальной психологии, эргономики, юриспруденции и некоторых других наук.

В регулировании отношений охраны труда важную роль играет трудовое право. Оно закрепляет на основе прогнозирования, моделирования и экспериментирования наиболее рациональные методы и формы охраны труда, впитывающие в себя достижения научной организации труда, общественных, естественных и технических наук.

Из ст.2 Конституции РБ, признающей человека высшей ценностью общества и государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.

Улучшение условий труда работников неразрывно связано с обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда. Успешной реализации этого права способствовало бы законодательное урегулирование вопросов охраны труда работающих, в частности, быстрейшее принятие Закона “Об охране труда в Республике Беларусь”, в котором были бы закреплены принципы охраны труда, общие положения этого правового института, определена компенсация расходов нанимателя на создание здоровых и безопасных условий труда, конкретизированы соответствующие правомочия работников.

На современном этапе экономической реформы и перехода к рыночным отношениям важно реализовать все направления перестройки: формировать правовое государство, изменять политическую систему, развивать демократию, охранять право и законные интересы граждан, укреплять суверенитет республики.

1. Конституция Республики Беларусь от 1994 года (изменениями и дополнениями)

2. Кодекс законов о труде Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2010).

3. Охрана труда в вычислительных центрах. Москва 1990г.

4. Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск. Постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994г. N89 г. Минск.

5. Порядок применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск. Постановление Министерства Труда РБ от 20 марта 1995г. N 28.

Читайте так же:  Дисциплинарные взыскания применяемые к прапорщикам

6. Порядок применения типовых правил об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Постановление Министерства Труда РБ 29 августа 1996г. N62.

7. О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о труде,

производственного травматизма, заболеваемости. Постановление Министерства Труда РБ от 12 октября 1994 года. N114.

8. Санитарные нормы СН 245-71.

9. Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие. Под редакцией И.А. Полякова. М.1987

10.Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общей ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997. – 592.

Управленческие аспекты охраны труда

Источник: http://cinref.ru/razdel/01800gosudar_regulir/15/237251.htm

Охрана труда

О системе управления охраной труда

Президентом Республики Беларусь 12 июля 2013 года подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон), который вступил в силу с 25 января 2014 года. В соответствии со статьей 17 Закона наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В организациях под Системой управления охраной труда (далее – СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию задач в области охраны труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 24.04.2009г. №19 был утвержден новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», который заменил ранее действовавший стандарт СТБ 18001-2005. СТБ 18001-2009 был введен в действие с 1 октября 2009года.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

В соответствии с решением Узденского райисполкома от 27 декабря 2013 г. № 2479 «Об активизации работы по профилактике правонарушений» необходимо внедрить СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 во всех организациях района.

Копию приказа о внедрении в организации СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001-2009 предоставить в управление по труду, занятости и социальной защиты по тел./факс 53-6-58 либо каб.222.

Надзор по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда на территории 6 (шести) районов Минской области осуществляет Столбцовский межрайонный отдел.

Адрес: 222666, Минская обл., г. Столбцы, ул. Я. Коласа, 96.
Режим работы: с 8.00 до 17.00, обеденный перерыв: с 13.00 до 14.00, выходные дни: суббота, воскресение.
Ответственные по Узденскому району:
Станкевич Виктория Францевна – главный государственный инспектор Столбцовского межрайонного отдела
Тел.: (801717)54653, день приема граждан: каждый вторник месяца с 8.00 до 13.00.
Аникейчик Ирина Владимировна, заместитель начальника Столбцовского межрайонного отдела
Тел.: (801717)74819, день приема граждан: каждый понедельник месяца с 8.00 до 13.00.

2020 – год безопасного труда в сельском хозяйстве

ДЕНЬ ОХРАНЫ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Источник: http://uzda.minsk-region.by/ru/ohrana_truda

Охрана труда на предприятиях республики беларусь

Согласно законодательству Республики Беларусь об охране труда, каждый работник имеет право на осуществление рабочей деятельности в безопасных условиях. В целях создания условий безопасности труда проводится широкий ряд различных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию факторов, способных оказать негативное воздействие на здоровье или жизнь человека. При этом рассматриваются все особенности конкретного производства, и с их учетом разрабатывается система охраны труда на предприятии.

Создание благоприятных условий труда является одной из важнейших государственных задач. Научно-технический прогресс существенным образом влияет не только на характер и условия труда, но и на облик современного человека. Постоянно уменьшается число трудящихся, занятых тяжелым физическим и неквалифицированным трудом.

Охрана труда, как самостоятельный институт и система в сфере трудового права регламентируется Трудовым Кодексом Республики Беларусь, Глава 16, которого называется «Охрана труда», и другими, отраслевыми нормативными актами, определяющими нормативы о комплекс обязательных для нанимателя мероприятий по охране труда.

Согласно ст. 221 Трудового Кодекса Республики Беларусь охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально — экономические, организационные, технические, правовые, технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Охрана труда на предприятии — система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В зависимости от численности работников, охрана труда на предприятии может быть организована одним из следующих способов:

— создается специальная служба, основной деятельностью которой является охрана труда на предприятии и техника безопасности;

— вводится должность специалиста, задачей которого является охрана труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;

— охрана труда на предприятии передается на аутсорсинг в специализированную компанию.

В понятие охраны труда входят трудовое законодательство, производственная санитария и техника безопасности. Нормы производственной санитарии предусматривают осуществление санитарно-гигиенических норм и положений, оборудование бытовых помещений на предприятиях, борьбу с шумом, вибрацией, загрязненностью, запыленностью, высокой температурой на рабочих местах и в производственных помещениях.

Правовое регулирование безопасности труда осуществляется на уровне международного законодательства и национального законодательства Республики Беларусь. В качестве основы при выработке мер, направленных на создание безопасных и здоровых условий труда, целесообразно руководствоваться Конвенцией и рекомендациями МОТ о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые определяют здоровье как составляющую трудового потенциала человека.

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников при трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам Республики Беларусь, положениям Конституции Республики Беларусь. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.

Право граждан на обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Республике Беларусь законодательно закреплено в ст. 41 Конституции и в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК). В соответствии с ТК на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

-обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

-организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ;

-организовать питьевое водоснабжение.

Законодательство Республики Беларусь определяет требования по охране труда — нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.

Правовое регулирование безопасности труда в Республике Беларусь регулируются следующими законодательными актами:

— Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изм. и доп.;

— Закон Республики Беларусь «Об охране труда» с изменениями и дополнениями от 12.06.2013 г. № 61-3;

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность госслужащих

— Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З;

— Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»;

— Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10 января 2000 г. № 363-З (в редакции от 19.12.2008 № 689 г.);

— Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15 июня 1993 года № 2403-XII (в редакции от 04.01.2014 г. № 130-З);

— Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» 7 января 2012 г. N 340-З;

— Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г. № 262-З (в редакции от 7 января 2012 г. № 340-З) и рядом других нормативных правовых актов.

Организация охраны труда на промышленных предприятиях имеет свои особенности, обусловленные спецификой промышленности. Вопросы по созданию условий безопасности и безвредности производства работ на стройплощадке, по санитарно-гигиеническому обслуживанию работающих, по нормальному освещению площадки, проходов и проездов решаются в ПОС и ППР.

Для отдельных сфер производства утверждены отраслевые требования и нормы безопасности. Например, для отрасли строительства утвержден Технический кодекс 02250 «Безопасность труда в строительстве», разработан на основе действующего законодательства и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, содержащих требования по охране и безопасности труда. На базе настоящего технического кодекса установившейся практики и других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в организациях должны быть разработаны стандарты, инструкции по охране и безопасности труда.

В целях совершенствования законодательства в области промышленной безопасности в течение первого полугодия 2015 года были внесены изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов (Правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации лифтов и строительных грузопассажирских подъемников, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 1 марта 2011 г. № 18 (в редакции постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 80), Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37, и др.) [13].

В Республике Беларусь государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда. Структурное подразделение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Инспекция труда является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Департамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.

Инспекция труда проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся производственных объектов, дает заключения по проектам технических условий, стандартов, осуществляет предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности, участвует в приемке законченных строительством или реконструкцией производств, а также в приемочных испытаниях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.

В Республике Беларусь функционирует департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор). Госпромнадзор в установленном порядке выдает разрешения и специальные разрешения (лицензии) на осуществление опасных видов деятельности, а также проводит экспертизу промышленной, Технической безопасности объектов, техническое расследование причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию. Он также определяет требования к оформлению заключения экспертизы, в том числе деклараций промышленной безопасности.

Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) — Структурное подразделение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Госатомнадзор осуществляет надзор за ядерными и радиационно-опасными объектами, установками и изделиями, ядерными материалами, другими радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения, радиоактивными отходами.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт). Госстандарт является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

Таким образом, безопасность труда на предприятии представляет собой часть общего комплекса мероприятий по охране труда, обеспечивающих здоровые, рациональные и безопасные условия труда па производстве. Управление безопасностью труда направлено на обеспечение безопасности, предотвращение травматизма и аварийных ситуаций, создание комфортных условий работы.

На каждом предприятии должна быть определена система мер по обеспечению безопасности труда, которая обусловлена, принятием локальных актов в сфере безопасности труда, и обеспечением средствами индивидуальной защиты, и обеспечением безопасных условий труда. Как показал анализ, важное значение в обеспечении безопасности труда принадлежит именно предприятию, в связи с этим, необходимо провести оценку безопасности труда на промышленном предприятии и провести ее анализ.

Источник: http://studbooks.net/1194445/bzhd/pravovye_osnovy_obespecheniya_bezopasnosti_truda_respublike_belarus

Охрана труда на предприятиях республики беларусь

ОФОРМЛЕНИЕ ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ «ПОД КЛЮЧ»

Работаем по всей РБ

Что такое охрана труда и техника безопасности?

Невозможно представить себе что-либо более ценное и важное, чем жизнь и здоровье человека. Основной принцип и главная задача охраны труда и техники безопасности — сохранение этих ценностей путем предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Именно на это направлены все мероприятия по охране труда в организациях.

Охрана труда в учреждении и на предприятии — это не просто свод запретов и правил. За каждым таким правилом стоит безопасность людей, спасенные жизни, или же наоборот — несчастные случаи и покалеченные судьбы.

Почему же охрана труда и техника безопасности так важны?

В первую очередь потому, что самой высокой ценностью всегда является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности предприятия, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием для пренебрежения правилами безопасности и оправданием существующих угроз жизни или здоровью работников. Кроме того, в данном случае речь также идет о ценности конкретного человека как сотрудника с присущими ему знаниями, навыками и опытом.

Во-вторых, правильная организация работы по охране труда повышает дисциплинированность работников, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности, снижению количества несчастных случаев, поломок оборудования и иных нештатных ситуаций, то есть повышает в конечном итоге эффективность производства.

По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства для организации охраны труда в организации в РБ и безопасности жизнедеятельности в десять раз меньше, чем расходы из-за несчастных случаев, связанных с их непроведением.

В-третьих, охрана труда в Республике Беларусь подразумевает не только обеспечение безопасности работников во время исполнения ими служебных обязанностей, сюда также относятся самые разные мероприятия, например, профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами и даже выполнение социальных льгот и гарантий. Правильный подход к организации работы по охране труда на предприятии, грамотное использование различных нематериальных способов стимулирования работников дают последним необходимое чувство надежности, стабильности и заинтересованности руководства в своих сотрудниках. Таким образом, благодаря налаженной организации охраны труда в учреждении снижается также текучесть кадров.

Читайте так же:  Сколько будут алименты если муж не работает

Ежегодно на предприятиях и в организациях Республики Беларусь при выполнении работ травмируется свыше 1670 человек. В результате несчастных случаев на производстве в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 171 человека, из них проценты утраты трудоспособности без определения инвалидности установлены трем работникам, инвалидами признано 168 человек, из них около 100 человек погибает.

Проверки предприятий и анализ материалов расследования несчастных случаев показывают, что свыше 70% нарушений требований охраны труда в Республике Беларусь происходит по организационным причинам, причем из них около 50% вследствие некомпетентности руководителей и специалистов, недисциплинированности и незнания персоналом элементарных требований охраны труда и техники безопасности при проведении работ с повышенной опасностью.

Что грозит за несоблюдение требований охраны труда?

В Республике Беларусь принят Закон № 356 — З «Об охране труда» от 23 июня 2008 года, основное содержание которого посвящено организации безопасного труда. Этот Закон нас обязывает выполнять ряд мероприятий для безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности.

Иногда случается так, что охрана труда для руководителей предприятий представляется только бюрократической обузой. Они не воспринимают всерьез установленные требования, считая, что их деятельность не представляет никакой опасности, и относятся формально к этим вопросам, поскольку главной своей целью считают получение максимальной прибыли. И в таких ситуациях больше уделяют внимание оформлению документов по охране труда, чем реальным мероприятиям по организации безопасных условий для сотрудников.

Многие руководители организаций без ведомственной подчиненности, их заместители, главные инженеры и вовсе не знакомы с правилами охраны труда. Судите сами: за январь-декабрь нынешнего года в комиссию Мингорисполкома по проверке знаний по вопросам охраны труда было подано 6 959 заявок. Прошли проверку 4 529 человек, не сдали экзамен 1 392, а 1 038 вовсе на него не явились.

Кстати, повышение квалификации работников по охране труда в Минске и во всей Беларуси осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.

30 % специалистов руководящего звена не справляются с заданиями с первого раза, за повторный провал на экзамене были отстранены от выполнения работ 177 специалистов. Кроме того, информация о 227 руководителях, не прошедших своевременно проверку знаний, направлена в Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда для привлечения их к административной ответственности. Штраф составляет от 5 до 40 базовых величин.

Работодатели помните: знать, соблюдать требования по охране труда при выполнении работ и, конечно же, создавать безопасные условия на каждом рабочем месте — это ваша непосредственная обязанность.

Также в Законе № 356 — З «Об охране труда» представлен внушительный список обязательных для выполнения положений. Среди них: инструктажи по охране труда, организация контроля над состоянием условий труда на рабочих местах, осуществление безопасности производственных процессов, строгий режим и т. д. Все мероприятия по охране труда должны проводиться регулярно.

Законодательством также установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований по охране труда для руководителей и работников, а именно:

  • нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин;
  • повторное нарушение в течение одного года после наложения административного взыскания — от 15 до 50 базовых величин.

И это еще не самые страшные наказания!

Нарушение правил по охране труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Что нужно делать, чтобы избежать наказания?

  1. Обязательно создайте на предприятии надежную систему охраны труда.
  2. Назначьте ответственных за охрану труда.
  3. Позаботьтесь о разработке и утверждении необходимой документации: положения о службе охраны труда, программы проведения инструктажей, инструкции по охране труда, инструкции о проведении контроля, плана мероприятий по улучшению условий труда, заведите необходимые журналы по охране труда.
  4. Регулярно проводите инструктажи по охране труда.
  5. Проведите аттестацию рабочих мест.
  6. Обеспечьте проведение медицинского осмотра на предприятии — это неотъемлемая часть системы охраны труда. Сотрудникам, работающим в опасных условиях, должна выплачиваться компенсация (путевки в санаторий, молочные продукты и пр.).
  7. Не забудьте обеспечить своих сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты.
  8. Осуществляйте постоянный контроль над соблюдением норм по охране труда при выполнении работ и в случае необходимости улучшайте условия труда. Обычно все фиксируется (в т. ч. несчастные случаи и проверка знаний трудящихся) в журнале с отчетами о контроле.

Обратите внимание:

В республике насчитывается около пяти тысяч нормативных и технических нормативных правовых актов, в которых регламентированы требования безопасности. Работодатель обязан определить перечень тех документов, в которых регламентированы требования безопасности работающих своей организации с учетом видов деятельности, далее изучить указанные требования и разработать локальные нормативные правовые акты. Это необходимо и для регулирования деятельности предприятия, и для проверок надзорных органов в сфере охраны труда в Минске и Беларуси в целом.

Объем внутренних документов достаточно велик. Лицо, ответственное за охрану труда, должно обладать знаниями, чтобы правильно разработать и применять на практике указанные документы.

Однако небольшим предприятиям не стоит вводить в штат должность инженера по охране труда, если это не является прямым требованием закона. Проще, надежнее и дешевле будет воспользоваться услугами консалтинговой организации.

Наша компания предлагает практическую и методическую помощь в организации охраны труда в организациях в РБ. Мы разработаем все необходимые документы по охране труда с учетом специфики Вашей деятельности.

Основные этапы нашей работы:

При разработке и внедрении документации в области охраны труда:

  1. Предварительная оценка состояния охраны труда в Вашей организации.
  2. Разработка всей необходимой документации по охране труда.
  3. Внедрение разработанных документов по охране труда в Вашей организации.
  4. Проведение обучения сотрудников требованиям охраны труда и порядку ведения всех журналов и записей.

При услуге внештатного специалиста по ОТ:

  1. Организация и проведение дней охраны труда.
  2. Организация обучения и проверки знаний.
  3. Обучение проведению инструктажей и ведению записей в журналах.
  4. Проведение мероприятий по распространению передового опыта по вопросам охраны труда.
  5. Оказание консультативно-методической помощи в приобретении средств наглядной агитации по охране труда и в обеспечении организации средствами индивидуальной и коллективной защиты.
  6. Консультации по расследованию несчастных случаев.
  7. Организация проведения контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда в организации.
  8. Постоянная актуализация документации по охране труда и разработка новой при необходимости и др.

Почему за разработкой и внедрением пакета документов по охране труда стоит обратиться именно в группу компаний «Стандарт качества»?

  • Кратчайшие сроки! Команда специалистов приступает к выполнению только Вашего проекта и занимается только им от и до!
  • Квалифицированные сотрудники: каждый имеет многолетний опыт в сфере организации охраны труда или в надзорном органе!
  • Стоимость наших услуг позволит Вам серьезно сэкономить!
  • Наши квалифицированные специалисты ответят на все Ваши вопросы совершенно бесплатно!
  • Наша компания имеет многолетний опыт работы и на данный момент является лидером рынка!
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://standartno.by/services/dokumenty-po-okhrane-truda/

Охрана труда на предприятиях республики беларусь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here