Общественный контроль за охраной труда на предприятии

Полные ответы на все вопросы на тему: "Общественный контроль за охраной труда на предприятии". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник: http://base.garant.ru/180691/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Как организован общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.
Читайте так же:  Основные задачи отдела охраны труда на предприятии

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Источник: http://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovan-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda

Общественное управление и контроль по ОТ

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции. В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР,

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Лекция 6. Аттестация рабочих мест по условиям труда и мероприятия по сертификации производственных объектов.

Читайте так же:  Выплачиваю долг по кредиту через приставов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_149326_obshchestvennoe-upravlenie-i-kontrol-po-ot.html

Общественный контроль за охраной труда

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право:

беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят:

— уполномоченные трудовых коллективов;

— специалисты по охране труда, гигиене и других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.

Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:

— улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);

— внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);

— решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10742 — | 8055 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_40137_obshchestvenniy-kontrol-za-ohranoy-truda.html

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии.

Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (ст. 370-378)

Ст. 370Профессиональные союзы имеют правона осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Читайте так же:  Основные принципы работы полиции

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах……..

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Источник: http://studfile.net/preview/5335720/page:3/

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Читайте так же:  Долг по алиментам умершему ребенку

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Источник: http://clubtk.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda

Общественный контроль за охраной труда

Регулярный и систематический общественный контроль за охраной труда – инструмент поддержания безопасности трудоустроенных в организации сотрудников. Благодаря ему предупреждаются ситуации возникновения травматизма и профзаболеваний.

Цель и принципы реализации общественного контроля за охраной труда

Ключевая цель подобного контроля охраны труда (ОТ) – обеспечение сотрудникам необходимых для их безопасного функционирования условий.

Он должен отличаться:

  • эффективностью;
  • объективностью;
  • многогранностью;
  • своевременностью;
  • систематичностью.

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

контролируют соблюдение норм трудового законодательства в субъекте, выполнение руководством обязательств, вмененных ему колдоговорами и иными соглашениями;

  • осуществляют проверку соблюдения управленцем требований ОТ и формировать предложения по ликвидации найденных нарушений;
  • инициируют экспертную оценку рабочих условий хозяйствующего субъекта;
  • запрашивают у менеджмента информацию об ОТ, статистику производственного травматизма;
  • отстаивают интересы членов в разбирательствах по поводу компенсации ущерба здоровью, полученного на работе;
  • выступают независимыми экспертами при вводе в эксплуатацию производственных ОС;
  • оповещают инстанции о необходимости привлечения к ответственности субъектов, игнорирующих трудовое законодательство.
  • Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

    Основные задачи уполномоченных субъектов:

    • общественный контроль за охраной труда на предприятии с целью создания условий, отвечающих принятым требованиям норм и правил;
    • консультирование штатных единиц по вопросам ОТ и защиты их права на нее.

    Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

    • отчитываются на коллективном собрании;
    • могут досрочно отзываться по решению коллектива (если не выполняют свои функции).

    Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

    Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

    Как осуществляется общественный контроль

    Общественный контроль охраны труда в организации проходит в три этапа:

    общественный контроль за охраной труда на предприятии руководителя работ (бригадира, мастера, инженера) на рабочем участке. Проверка осуществляется каждый день перед тем, как сотрудники предприятия приступят к реализации своих должностных обязанностей. На данном этапе важно проверить состояние рабочего места подчиненного, обратить внимание на исправность оборудования и устройств, ознакомиться с наличием инструкций. Если обнаружены неисправности или поломки, требуется принять меры по их оперативной ликвидации (информация о них фиксируется документально).

  • контроль руководителя подразделения (начальника отдела) и представителя комиссии по охране труда (не реже раза в месяц). Проверяется состояние и надежность помещений, проводятся испытания защитных средств и мероприятия по результатам аттестации рабочих мест.
  • контроль руководителя предприятия (технического директора). Помимо него, охрану труда контролирует председатель комитета/комиссии, инженер по охране труда. Проверка осуществляется не реже одного раза в квартал. Данный этап включает в себя контроль состояния условий труда на участках, выполнения всех требуемых плановых процедур для их улучшения. Кроме того, организовываются медицинские осмотры и иные процедуры профилактического характера.
  • Обратите внимание — также проводятся внеплановые контрольные проверки, необходимость которых обусловлена возникновением разного рода аварий на предприятии, отказов оборудования. К ним привлекают главного механика.

    Результаты проверок оформляются актом, на основании которого издается приказ по организации. Кроме того, в специальный журнал заносятся все данные о проведенных мероприятиях, фиксируются выявленные в ходе работы нарушения, а также рекомендации по их ликвидации.

    Полученные итоги общественной контрольной проверки рассматриваются на производственном совещании.

    Отличие общественного контроля от ведомственного

    Кроме общественного, существует еще и ведомственный контроль охраны труда, который выполняется министерствами, а также вышестоящими организациями. К примеру, органы самоуправления контролируют соблюдение правил, гигиенических нормативов на территории конкретного района, на производственных объектах, государственный пожарный надзор определяет уровень следования требованиям к пожарной безопасности на каждом предприятии и так далее.

    Читайте так же:  Устройства и работа магнето

    Ведомственный контроль охраны труда — это проверка комплексного характера. Она не имеет установленных временных отрезков проведения, поэтому осуществляется по необходимости. Его главные задачи:

    • изучение условий работы на каждом предприятии;
    • установление причин травматизма;
    • расследование происшествий;
    • организация обучения сотрудников предприятия;
    • оценка состояния конкретного рабочего места.

    Таким образом, ведомственный и общественный контроль за охраной труда на предприятии – это важная составляющая системы управления безопасностью в конкретной организации. Общественный контроль, согласно законодательству, должен организовываться каждым без исключения управленцем, а проводится профсоюзами или иными выборными органами.

    Источник: http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/obshhestvennyj-kontrol-za-ohranoj-truda.html

    7.10. Общественный контроль за охраной труда

    Общественный контроль за соблюдением законных прав и интере­сов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессио­нальные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут созда­вать в этих целях собственные инспекции.

    Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

    осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;

    проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;

    принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

    получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

    предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;

    осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;

    осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

    принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

    обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;

    принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

    В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постанов­лением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприя­тии.

    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

    Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не прояв­ляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

    В процессе своей деятельности уполномоченные решают следую­щие основные задачи:

    содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;

    осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;

    представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;

    консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

    Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им дол­жны быть предоставлены следующие функции:

    контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

    участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

    участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

    осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

    участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

    Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций реко­мендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://studfile.net/preview/652146/page:54/

    Общественный контроль за охраной труда на предприятии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here