Меры дисциплинарной ответственности госслужащих

Полные ответы на все вопросы на тему: "Меры дисциплинарной ответственности госслужащих". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Наряду с поощрением законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством за виновное совершение правонарушений, т. е. за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. К государственным служащим она применяется на общих с другими гражданами основаниях (равенство прав перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, предусмотрены санкции, которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).

Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ*, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, По­ложение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и некоторые другие. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, а также поря­док их применения и обжалования с учетом конкретных условий государственной службы.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», дисциплинарные взыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или не­надлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд конкретных обязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например, ответственность наступает за нарушение требований ст. 5, предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ст. 10 — обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Кроме перечисленных, могут быть и другие, самые разнообразные случаи неисполнения или не надлежащего исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемые как должностной проступок. Вместе с тем законодательством преду­смотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место не при исполнении служебных обязанностей, если эта поступки несовместимы с достоинством и назначением государствен­ных служащих ввиду особого характера выполняемых ими обязан­ностей.

Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

Порядок проведения служебных расследований, применения и об­жалования дисциплинарных взысканий определяется законодательством. При этом применяются нормы трудового законодательства, а в отношении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов налоговой полиции — Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, другие дисциплинарные уставы или положения о прохождении службы.

К административной и материальной ответственности лица, находящиеся на гражданской государственной службе, привлекаются на общих основаниях с негосударственными служащими.

Источник: http://studfile.net/preview/5662473/page:21/

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 57 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в часть 1 статьи 57 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

Информация об изменениях:

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

>
Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136354/089b4a5b96814c6974a9dc40194feaf2/

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

Читайте так же:  Увольнение совместителя при приеме основного работника

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дата публикации: 26.02.2019 2019-02-26

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Тулуш А. М. К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 140-143. — URL https://moluch.ru/archive/246/56761/ (дата обращения: 27.01.2020).

В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины. Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий. По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct. We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions. In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с. 20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком. Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника. При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363]. В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].

Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].

Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно. Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно. В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности. Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].

Читайте так же:  Сколько снимают алиментов на одного ребенка

Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е. использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону. Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.

При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ. Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе». На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
  3. Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
  4. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
  5. Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
  6. Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
  7. Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
  8. Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.

Источник: http://moluch.ru/archive/246/56761/

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Она характеризуется следующим и признаками:

· основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

· за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

· дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Выделяют два вида дисциплинарной ответственности:

Выделяются следующие специфические черты ответственности государственных служащих:

· повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;

· наличие специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);

· привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствую­щую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основанием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка.

Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В науке административного права уже достаточно давно сформулированы признаки, которые можно объединить понятием состава дисциплинарного проступка. Основными элементами состава дисциплинарного проступка являются:

· объект дисциплинарного проступка;

· объективная сторона дисциплинарного проступка;

· субъект дисциплинарного проступка;

· субъективная сторона дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок имеет формальный состав, т.е. для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения трудовой дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требует, чтобы работодатель обязательно налагал на работника за каждый дисциплинарный проступок взыскание. Применение дисциплинарно­го взыскания — это право, а не обязанность работодателя. Поэтому вопрос об ответственности должен решаться каждый раз индивидуально.

Исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, которые могут совершаться государственными служащими, не существует. Вместе с тем в законодательстве предусмотрены меры в отношении государственных служащих, виновных в нарушении федеральных законов, указов Президента РФ, неисполнении или ненадлежащем исполнении федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

Видео (кликните для воспроизведения).

· предупреждение о неполном должностном соответствии;

· освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

· увольнение с гражданской службы.

Требования к порядку наложения дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Применение того или иного дисциплинарного взыскания должно быть не только законно, но и обоснованно. В этой связи в п. 53 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодателю не­обходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Читайте так же:  Можно ли кредит платить досрочно

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служеб­ной проверки.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

В целом порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности аналогичен общему порядку, установленному трудовым законодательством. Особенностью является то, что в ряде случаев законодательство о гражданской службе требует перед наложением дисциплинарного взыскания проведения служебной проверки или служебного расследования.

Источник: http://studfile.net/preview/2441129/page:30/

Ответственность гражданского служащего

В состав мер должного и возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.

Что такое дисциплинарная ответственность? Это применение мер дисциплинарного воздействия к гражданским служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил гражданской службы. Основы дисциплинарной ответственности гражданского служащего определяются ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В ней указывается, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей (т.е. совершение дисциплинарного проступка), представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании, установленном п. 2, подп. «а»- «г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное изыскание.

В чем различие между «освобождением от замещаемой должности» и «увольнением с гражданской службы»? При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он не увольняется с гражданской службы, а только включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим должностного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения должностного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Оно не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Копия акта (указа, постановления, распоряжения, приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти календарных дней со дня издания акта. Он вправе обжаловать это взыскание в письменной форме в комиссии по служебным спорам государственного органа или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Кроме того, представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Согласно ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, в который включаются, прежде всего, квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.

Читайте так же:  Алименты украина процент

Должностной регламент обязательно содержит перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, а также участвовать при подготовке проектов данных решений. Сюда включаются сроки и процедуры подготовки рассмотрения проектов управленческих решений, а также порядок согласования и принятия данных решений.

Естественно, должностной регламент содержит и порядок служебного взаимодействия гражданского служащего с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; наконец, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Должностные регламенты утверждаются обычно представителем нанимателя, а также соответствующим органом по управлению государственной службой или постановлением Правительства РФ. Современная модель типового должностного регламента утверждена постановлениями Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 и 11 ноября 2005 г. № 679. Ее внедрение в практику государственного управления упорядочило работу гражданских служащих и повысило эффективность применяемых кадровых технологий.

В настоящее время становление повой российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти. Чаще всего это проявляется в нарушении порядка и сроков исполнения федеральных законов, указов президента, решений судов; установлении не предусмотренных федеральными законами и указами президента процедур для реализации нрав граждан; выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. Неисполнение государственных нормативных актов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России.

Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и другими нормативными правовыми актами. Что такое административная ответственность? Это комплекс административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

В практике государственно-служебных отношений нередко допускается смешение понятий должностной и административный регламенты, что не вполне правильно. Административный регламент есть такой правовой акт, который определяет сроки и последовательность действий федерального органа исполнительной власти, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений. По большей части он имеет внешний характер по отношению к должностному регламенту, поскольку касается взаимодействия либо государственного органа с гражданами и организациями, либо государственных структур между собой.

Каковы особенности административной ответственности? Чем она отличается от дисциплинарной ответственности?

  • 1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.
  • 2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемыми Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).
  • 3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).
  • 4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).
  • 5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; административного пресечения; административные взыскания.

Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Третьим видом ответственности гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.

К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.

Источник: http://studme.org/1916021112344/menedzhment/otvetstvennost_grazhdanskogo_sluzhaschego

Ответственность государственных служащих

Меры поощрения и стимулирования деятельности

За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут быть отмечены различными видами поощрения и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются законодательством РФ и её субъектов.

В отношении государственной гражданской службы данный вопрос регламентирован ст. 55 «Поощрения и награждения за гражданскую службу» ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

За безупречную и эффективную службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почётной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почётных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Государственные награды РФ – высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах РФ (в редакции Указа Президента РФ от 25 ноября 2003 г. № 1389) государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почётные звания РФ. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Можно ли оформить производственную травму

Решение о поощрении или награждении оформляются правовым актом государственного органа или правовыми актами РФ. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» — «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня;

— появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственность государственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственность предусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/2_1742_otvetstvennost-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Меры дисциплинарной ответственности госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here