Контрольная работа разрешение межкультурных противоречий

Полные ответы на все вопросы на тему: "Контрольная работа разрешение межкультурных противоречий". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Методические указания к выполнению контрольных работ

Значение контрольной работы состоит в проверке степени усвоения студентами учебного материала и свидетельствует об их умении кратко и доходчиво изложить в письменной форме выбранную тему.

Цель контрольной работы – углублённая проработка отдельной темы дисциплины « Межкультурная коммуникация».

Студенты выбирают тему контрольной работы согласно последней цифре номера (шифра) зачётной книжки. Контрольная работа должна быть напечатана на листах формата А4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал — полуторный или написана от руки чётким разборчивым почерком.

Объём контрольной работы не менее 8-11 печатных листов, а рукописных соответственно 20-24 страницы школьной тетради. Контрольная работа должна состоять из введения, основных разделов работы, в конце делается краткое заключение и приводится список литературы.

Выполненная работа отдаётся на рецензирование в установленные сроки. Если контрольная работа не соответствует данным требованиям, она возвращается на доработку.

Тематика контрольных работ

История межкультурной коммуникации

Коммуникация как процесс и её составляющие

Основные атрибуты корпоративной (организационной) культуры

Доминирующая культура и субкультуры.

Этнокультурные основы теории межнационального общения

Культурное разнообразие многонациональных корпораций

Синергические навыки, необходимые для успешной деятельности международного руководителя

Стадии отбора и подготовки сотрудников для работы в зарубежных филиалах многонациональных корпораций

Вербальная и невербальная коммуникация. Виды невербальных средств коммуникации.

Актуальность межкультурной коммуникации в процессе глобализации.

Межкультурная коммуникация и корпоративная культура

Функции, основные характеристики и элементы культуры

Социальная коммуникация: её сущность, типология

Социология межкультурного конфликта

Место русской культуры среди мировых культур

Психология межэтнической напряжённости

Этнокультура и национальное самосознание

Культура делового общения

Язык и межкультурная коммуникация

Воспитание деловой культуры

Протокол и этикет в деловой обстановке

Этнокультурные основы теории межнационального общения

Обычаи и нравы и их роль в деловом социальном взаимодействии

Обрядовая культура в межкультурной коммуникации

Символ в международных и межкультурных коммуникациях

Рекомендуемая литература по дисциплине: «Межкультурная коммуникация»

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2008.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Р-на-Д «Феникс», 2007

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб, 2000.

Викулова Л.Г. Основы межкультурной коммуникации: Практикум. – М.: АСТ, 2008.

Грушевицкая Г.Д. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003.

Головьёва Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Р-н-Д.: Феникс, 2008

Гумбольдт фон В. Язык и философия культуры. М., 1985.

Коптельцева Г., Рот Ю. Межкультурная коммуникация: Теория и тренинг. М., 2006.

Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 2001.

Межкультурная коммуникация. Теория и практика. М., 2000.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: “Рефл-бук”, “Ваклер”, 2001. С. 46 – 50.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Б.м., 1998.

Ромашина С.Я. Основы теории коммуникации. Учебно-практическое пособие в 2-х частях. – М.: МГУТУ, 2004.

Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002.

Ситарам К., Когдал Р. Основы межкультурной коммуникации. // Человек. 1992. № 2-5.

Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Сб. статей / Под ред. П.А. Подболотова. СПб., 2003.

Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Сб. статей / Под ред. Е.П. Борзовой. СПб., 2005.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Шарков В.И. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. – 2-е изд. – М.: «РИП-Холдинг», 2005.

Шашенкова Е.А. Теории коммуникации. М.: МГУТУ, 2004.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Бодалёв А.А. Психология общения. – М.; Воронеж, 1996.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Жиндер Ж.-Л. Маркетинг Без Тормозов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М., 2002.

Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. – СПб.: Речь, 2007.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2005.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском её провести. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. – М.: Алгоритм, 2008.

Источник: http://studfile.net/preview/3296951/page:5/

Межкультурные конфликты и их причины

Cуществование трех основные причин коммуникационных конфликтов: личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения), организационные отношения. Межкультурные конфликты и причины их возникновения. Задача управления конфликтами.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 18.05.2009
Размер файла 48,5 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Основные аспекты социальных конфликтов. Классификация конфликтов. Характеристика конфликтов. Причины конфликтов. Последствия социального конфликта. Разрешение конфликта. Социальные конфликты в современном обществе.

реферат [13,5 K], добавлен 30.09.2006

Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

дипломная работа [79,0 K], добавлен 14.06.2010

Семья как важнейший инструмент социализации личности, исторической трансляции культурных, нравственных ценностей. Причины, которые вызывают частые конфликты в семье. Особенности темперамента и конфликты. Тактики разрешения супружеских конфликтов.

реферат [28,2 K], добавлен 26.03.2015

Понятие социального конфликта, его уровни развития и место в социальном взаимодействии. Причины возникновения современных социальных конфликтов в России. Технология и практика управления это сферой. Роль политической власти в разрешении конфликтов.

Читайте так же:  Военная ипотека официальный

контрольная работа [24,1 K], добавлен 08.04.2016

Понятие социального конфликта. Социальные конфликты в современной России отличаются особой остротой и частым применением насилия. Причины их возникновения, особенности и формы развития. Особенности национально-этнических и политических конфликтов.

курсовая работа [39,2 K], добавлен 13.01.2011

Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе. Разработка анкеты и проведение опроса. Особенности формирования негативного влияния политики на межличностные отношения молодежи.

дипломная работа [69,3 K], добавлен 03.08.2009

Характеристики социальных конфликтов, этапы их протекания и причины. Природа социальных конфликтов в современных условиях, социально-политические, экономические, межнациональные, межэтнические конфликты. Последствия и разрешение социального конфликта.

контрольная работа [40,2 K], добавлен 10.11.2010

Понятия «возраст» и «поколение». Причины возникновения и обострений противоречий между представителями разных поколений. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. Методы их исследования. Негативные и позитивные последствия конфликтов.

реферат [26,7 K], добавлен 14.01.2015

Специфика конфликтологии в системе социальной работы. Социальные взаимоотношения индивидов внутри общественной системы, приводящие к различным формам конфликтов. Девиантное поведение и причины его возникновения. Профилактика конфликтов в девиантологии.

магистерская работа [198,9 K], добавлен 13.03.2014

Природа социального конфликта. Взаимодействие и интересы как ключевые понятия. Классификация конфликтов. Специфика политического конфликта, пути и методы урегулирования политических конфликтов. Социально-политические конфликты на территории России.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 09.01.2009

Источник: http://knowledge.allbest.ru/sociology/c-2c0b65625a2ad68b4c43a89421316c37.html

Курсовая работа: Возникновение межкультурных конфликтов, их причины и способы разрешения

Год написания: 2016

Количество страниц: 27

Содержание

Введение

Актуальность. Проблема межкультурных и межэтнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных. Это объясняется тем, что подобного рода конфликты довольно трудноразрешимы, а также являются наиболее распространенным источником политической нестабильности. Среди этих факторов для современной России, как и для других многонациональных, полиэтнических государств, чрезвычайно актуальны и трудноразрешимы вопросы, связанные с противоречивостью отношений между нациями и народностями. Кроме того, современный этап развития цивилизации характеризуется прогрессирующими и переходящими в ярко выраженную агрессивность, отношениями между государствами, народами и этническими группами.

В связи с этим большое значение приобретает проблема межэтнических конфликтов, изучение особенностей их проявления, развития и урегулирования. При этом отмечается высокая актуальность исследования межкультурных конфликтов в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Однако число исследований в этом направлении крайне ограничено. Экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов обострили проблему этнического и культурного взаимодействия. В настоящее время различия между этническими общностями проявляются в неоднозначной реакции на политику правительства, появление очагов конфликтов, потенциально кризисных и чрезвычайных ситуаций на региональном и федеральном уровне. В силу сказанного многие вопросы, связанные с наличием межкультурных конфликтов, нуждаются в дальнейшем разрешении и уточнении, что и обусловливает актуальность данной работы.

Целью данной работы является рассмотрение причин возникновения межкультурных конфликтов и способов их разрешения.

Исходя из поставленной цели, в работе были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть сущность и содержание межнационального конфликта;

— изучить причины возникновения межкультурных конфликтов;

— провести практическое исследование особенностей межкультурных конфликтов на материале тестовой диагностики по методике Солдатовой Г.У., Рыжова С.В. «Типы этнической идентичности»;

— выработать пути разрешения межкультурных конфликтов.

Объектом исследования стали причины возникновения межкультурных конфликтов.

Предмет исследования – специфика межкультурных конфликтов и способы их разрешения.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, описательный метод, метод наблюдения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении сформулирована актуальность проблемы, указаны цель, задачи и методы исследования.

В первой главе рассматриваются сущность и содержание межкультурного конфликта, проводится анализ его специфики. Рассматриваются также основные причины возникновения межкультурных конфликтов.

Во второй главе проводится практическое исследование особенностей межкультурных конфликтов на основе изучения уровня этнической идентичности респондентов и разрабатываются пути разрешения межкультурных конфликтов.

В заключении формулируются выводы исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для выделения причин межкультурных конфликтов и разработке рекомендаций по их разрешению для специалистов, занимающихся конфликтологией.

Источник: http://shelp5.ru/shop/kursovaya-rabota-vozniknovenie-mezhkulturnyh-konfliktov-ih-prichiny-i-sposoby-razresheniya/

Контрольная работа — Конфликтология — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

1.doc 56kb. 16.12.2011 06:50 скачать

содержание

    Смотрите также:
  • по дисциплине конфликтология[ лабораторная работа ]
  • по дисциплине конфликтология[ лабораторная работа ]
  • по дисциплине конфликтология[ лабораторная работа ]
  • Конфликтология[ лекция ]
  • Семейные конфликты, их функции, последствия[ лабораторная работа ]
  • Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях[ лабораторная работа ]
  • Вариант 1, Контрольная работа 5,6[ документ ]
  • Клеточный цикл, митоз, мейоз[ лабораторная работа ]
  • Контрольная работа по прикладной математике[ лабораторная работа ]
  • Вариант 1, Контрольная работа 3,4[ документ ]
  • Металловедение и термическая обработка металлов[ лабораторная работа ]
  • дифференциальные уравнения[ лабораторная работа ]
  • Факультет социальной психологии
    Контрольная работа

    дисциплина: Конфликтология
    Выполнила:

    1. Анализ конфликта ……………………………………………… 3 — 5

    3. Межкультурные и этнические конфликты. Их специфика и предотвращение ………………………………………………. …. 8 -9

    Анализ конфликта
    Схема анализа конфликтной ситуации на примере произведения Н.В.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

    В данной ситуации мы наблюдаем конфликт между добрыми друзьями — соседями Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем.

    Предметом конфликтной ситуации явилось ружье, которое И.И. хотел выменять у И.Н.

    Причинами конфликта являются:

    — Субъективная оценка партнера как недопустимая – спор по поводу обмена.

    — Разные типы характеров И.И. и И.Н.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Плохое развитие эмпатии.

    — Низкий уровень социально-психологической компетентности.

    — Завышенный уровень притязаний — И.И. хочет получить ружьё.

    — Низкая конфликтоусточивость – оскорбление друг друга.

    В этом конфликте мы наблюдаем столкновение двух противоположностей, противостояние двух разных точек зрения на вещи, разных характеров героев.
    Динамика конфликта

    — Иван Никифорович отказывается подарить ружье Ивану Ивановичу (Возникновение объективной проблемной ситуации);

    — Спор о необходимости ружья хозяину (осознание проблемной ситуации субъектами взаимодействия);

    — Иван Иванович предложил поменяться – он бы отдал два мешка овса и бурую свинью за ружье (попытки разрешить ситуацию неконфликтными действиями);

    — Спор о том, равноценен ли обмен, Иван Иванович считает, что ДА, а Иван Никифорович обижен таким предложением (возникновение предконфликтной ситуации);

    ^ Стадия открытого конфликта :

    — И.И.: «… Вы, Иван Никифорович, разносились так с своим ружьем, как дурень с писаною торбою…»

    И.Н.: «… А вы, Иван Иванович, настоящий гусак…»,они в своем споре дошли до оскорблений – открытый конфликт ( инцидент, завязка конфликта);

    — Нарастание взаимных упреков, пререканий, выпадов, угроз, оба участника спора рассержены (эскалация конфликта) ;

    — Накал спора: «…я вам, Иван Иванович, всю морду побью. », на что Иван Иванович показал кукиш и хлопнул дверью (кульминация конфликта);

    Читайте так же:  Списание недостачи основного средства

    — Поссорившись, бывшие друзья стали называть друг друга врагами, писали друг на друга жалобы, не желая мириться (сбалансированное противодействие);

    – Данный конфликт перерос в другой конфликт – каждый из них, и Иван Иванович, и Иван Никифорович уверены именно в своей правоте (завершение конфликта (его видоизменение));

    – По прошествии 10 лет (затяжной характер конфликта) И.И. и И.Н. по-прежнему враги, всё ждут решения суда, т. е. сохранились следы негатива (частичная нормализация отношений);

    — В данном конфликте так и не произошло полной нормализации отношений.

    Результат данного конфликта – разрушение взаимодействия двух старых друзей, т.е. конфликт выполнил деструктивную функцию.

    — по длительности — затяжной;

    — по очевидности — очевидный;

    — по взаимозависимости участников — горизонтальный;

    — по сфере жизнедеятельности — бытовой;

    — по социальным последствиям — деструктивный;

    — по возможности разрешения — агонистический;

    — по предмету — реалистичный;

    — по остроте противодействия — среднеинтенсивный;

    — по степени длительности и напряженности — острый, длительный;

    — по характеру потребности — материальный и в какой-то мере духовный (принципы);

    — по степени разработанности нормативных норм разрешения — не разработанный;

    — по составу участников — межличностный.

    Кейс
    ^ Описание ситуации

    Петр, Николай и Евгений 8 лет назад основали фирму. Первые 5 лет бизнес усиленно набирал обороты. Они получали удовлетворение не только от финансового успеха, но и от многолетней дружбы.

    Затем произошло следующее.

    Николай и его жена Светлана развелись. Ирина — новая жена Николая — сама принимала активное участие в бизнесе. У нее были хорошие деловые качества и вскоре ее избрали в совет директоров. А Николай с ведома Петра и Александра (юриста фирмы) передал жене часть своих акций. Совет теперь состоял из Петра, Николая, Евгения, Ирины и Александра.

    Ирина настаивала на том, чтобы компания начала вкладывать большие деньги в разработку новых товаров. Остальные директора, кроме Николая, возражали, ссылаясь на жесткую конкуренцию со стороны новых компаний и необходимость тратить деньги на рекламу. Разногласия обострялись, и вскоре Ирина пригрозила, что выйдет из совета директоров, если остальные не согласятся принять меры, необходимые для того, чтобы опередить конкурентов.

    Николай просто разрывался на части. Он понимал, что его деловые отношения с Петром и Евгением очень выгодны и не хотел их портить, однако Николай высоко ценил мнение Ирины и как деловой женщины, и как жены. Она не пыталась влиять на него в этом вопросе, и все же ей было приятно, что он проголосовал за ее план. Остальные директора решили пойти на компромисс с Ириной и предложили выделить на исследование и разработку новых изделий половину запрошенной ею суммы. Ирина отвергла это предложение со словами: «Слишком мало и, очень может быть, слишком поздно». Прошла еще одна неделя бесконечных заседаний, на которых пытались уговорить Ирину, и однажды утром Николай пришел в офис один и сообщил Петру и Евгению, что принес ее заявление о выходе из совета директоров. Он сказал им, что сожалеет о случавшемся, и нехотя добавил, что Ирина виделась с адвокатом и хочет в качестве держателя акций подать иск против Петра, Евгения и Александра и даже против него самого, если он не выйдет из совета директоров. Николай подал в отставку.

    Через неделю Александру пришло письмо от адвоката с уведомлением, что тот рассматривает исковое заявление Ирины, выдвинутое против фирмы. Хотя Александр понимал, что юридических оснований у Ирины маловато и очень страдал, видя, как из-за распрей руководства рушится бизнес, он понимал, что должен выйти из совета директоров, чтобы не подвергать собственную фирму даже малейшему риску.

    Ни Петр, ни Евгений также не могли заниматься делом, и объем продаж стал падать. Перед фирмой встала угроза разорения. Какие действия, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы снизить уровень напряженности в группе и оптимизировать ситуацию.
    ^ Схема анализа.

    Является ли источником конфликта увеличение или уменьшение численности группы?

    Произошли ли изменения в отношениях между членами группы и изменился ли социально-психологический климат в группе?

    Возникли ли проблемы при фиксации и достижении целей?

    Кроется ли причина конфликта в общих внешних условиях (социально-экономические изменения на социальном фоне группы, ведущие к конфликту статусов, целей, идеологий и т.д. в группе)?

    ^ Межкультурные и этнические конфликты.

    Их специфика и предотвращение.
    Этнический конфликт — это любая конкуренция между группами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов — во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

    Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений, выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений.

    Очень важна для формирования межэтнической напряженности история межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо фиксирует национальные обиды и признательность. А митинги на исторические темы способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы выбраться из него. Прошлое в этом случае начинает восприниматься через призму настоящего.

    Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, где идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.

    Также нужно сказать, что межэтническая, как и социальная, напряженность характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развиваются страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Эти состояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, массовую национальную напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние.

    Анализ научной литературы по проблеме разрешения межэтнических конфликтов показал, что такие конфликты – сложные, труднорегулируемые явления, занимающие важное место в современной жизни общества, имеющие различные признаки и классификации, причины возникновения и особенности развития, отличающиеся остротой противоборства и жестокостью форм ведения борьбы, что определяет необходимость их изучения. Это связано с тем, что многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания; они затрагивают бессознательное человека; они подвержены сильному влиянию религии.

    Читайте так же:  По паспортным данным взяли кредит

    Одним из способов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов, является создание толерантной среды: развитие и формирование оптимального уровня толерантности всех членов общества.

    1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М.: Аспект — пресс, 2002

    2. Вундт В. Проблемы психологии народов – М.: Прогресс, 2000

    3. Сурнин Н.А. Межкультурные коммуникации: теория и практика — М., 1999

    4. Крысько В. Г. Этнопсихология: В 2-х частях — М.: Институт практической психологии,1992

    Источник: http://gendocs.ru/v34644/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_-_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

    Межкультурные конфликты и их причины, последствия_

    Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

    Краткое описание

    Актуальность исследования данной темы очевидна в современном мире, но следует отметить, что данная проблема не является новой, а существует уже много лет. В связи с глобализацией можно отметить, что ни в одной стране мира теперь проведение успешной внешней политики не возможно без наличия эффективной стратегии урегулирования межкультурных конфликтов.

    Оглавление

    Введение …………………………………………………………………………… 3
    Определение понятия «межкультурный конфликт» …………………………… 5
    Типология межкультурных конфликтов. ……………………………………….. 8
    Причины межкультурных конфликтов. …………………………………………. 9
    Последствия межкультурных конфликтов. ……………………………………. 12
    Методы и пути решения межкультурных конфликтов. ………………………. 13
    Заключение ………………………………………………………………………. 16
    Список литературы…………………………………

    Файлы: 1 файл

    mezhs.doc

    Кафедра:

    Дисциплина: Интеркультурные взаимоотношения Преподаватель:

    Тема ___Межкультурные конфликты и их причины, последствия_____

    Определение понятия «межкультурный конфликт» …………………………… 5

    Типология межкультурных конфликтов. ……………………………………….. 8

    Причины межкультурных конфликтов. …………………………………………. 9

    Последствия межкультурных конфликтов. ……………………………………. 12

    Методы и пути решения межкультурных конфликтов. ………………………. 13

    Данная контрольная работа посвящена «Межкультурным конфликтам, их причинам и последствиям».

    Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях и изучается на стыке множества дисциплин, таких как этнология, этнопсихология, политология, история, конфликтология как отрасль психологии, социология, культурология, а также затрагивается в программе дисциплины «межкультурная коммуникация» и т.д.

    Актуальность исследования данной темы очевидна в современном мире, но следует отметить, что данная проблема не является новой, а существует уже много лет. В связи с глобализацией можно отметить, что ни в одной стране мира теперь проведение успешной внешней политики не возможно без наличия эффективной стратегии урегулирования межкультурных конфликтов.

    Для нашей страны этот вопрос встал особенно остро после распада СССР, так как теперь в России и новых национальных республиках межкультурные конфликты часто приводят и к погромам, и к войнам, а также к террористическим актам. От способов разрешения таких конфликтов зависят порядок и стабильность в огромном регионе.

    В то же время, подобная проблема обретает чрезвычайную актуальность и в развитых странах Европы, в связи с массовой миграцией туда представителей стран «третьего мира». Это проблема турок в Германии, мусульман во Франции, китайцев и албанцев в Италии, арабов и африканцев в Англии. Также до сих пор не утихают конфликты между населением Северной Ирландии и политикой правительства Великобритании. Ряд исследователей говорит даже о гибели или перерождении европейской цивилизации, которая ожидает Европу в результате этих процессов. Естественно, что мигранты не встречают дружелюбного приема у местного населения в силу целого ряда причин. В первую очередь следует назвать экономические, так как мигранты занимают рабочие места и создают конкуренцию на рынке труда, что ведет к снижению уровня заработной платы в некоторых сферах деятельности, так и культурных, например, различий в языке, культуре, расовой и национальной принадлежности. Тем более, что количество мигрантов велико до такой степени, что они предпочитают теперь не ассимилироваться, а обитать анклавами, изолированными от местного населения.

    В США также население пострадало вследствие межэтнических конфликтов, например, 11 сентября 2001 года, напряженные отношения между белым и африканским населением Америки и т.д.

    Таким образом, целью нашей работы является исследование понятия «межкультурный конфликт», его причин и последствий. Мы ставим перед собой следующие научные задачи:

    — дать определение межкультурного конфликта;

    -определить типы межкультурных конфликтов;

    — указать основные причины межкультурных конфликтов;

    — выявить существующие способы разрешения межкультурных конфликтов;

    — описать последствия межкультурных конфликтов.

    Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список.

    Источниками информации для написания работы по теме «Межкультурные конфликты» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.

    Определение понятия «межкультурный конфликт».

    Для проведения исследования по данной теме в первую очередь следует дать определение понятию «межкультурный конфликт». Данная работа представляет сложность в том, что в научной литературе по интересующему нас направлению используется множество с первого взгляда синонимичных понятий, например, таких как «межэтнические», «международные», «межнациональные», «этнические», «политические» и др. конфликты.

    В конфликтологии, в частности в статье Белова В.И. «Конфликты и культура их разрешения» 1 , дается следующее определение конфликта как «воспринимаемая несовместимость действий или целей, которые почти всегда сопровождаются острым эмоциональным состоянием». Фалькова Е.Г. также приводит в своей работе определение конфликта, а именно «любой вид противоборства или несовпадения интересов» 2 , подчеркивая при этом, что носителями конфликта выступают социальные актеры. Без них конфликтная ситуация невозможна в принципе.

    Очевидно, что нас интересует не просто конфликт, а конфликт между группами. Поэтому для нашей работы представляет интерес то, что при классификации конфликтов Белов В.И. берет за основу такой критерий, как их широта и, таким образом, отдельно выделяет группу социальных конфликтов. А именно различаются:

    1) социальные конфликты интересов — отношения между социальными группами, имеющими несовместимые цели. Типичными для такого рода конфликтов являются трудовые споры между работодателем и наемным работником;

    2) социальные конфликты ценностей – отношения между социальными группами, исповедующими несовместимые ценности. Типичными для такого рода конфликтов являются межконфессиональная вражда и политическое противостояние;

    3) социальные конфликты идентификации – отношения между индивидами, испытывающими обостренное чувство принадлежности к определенной социальной группе. Типичными для такого рода конфликтов являются национальная вражда.

    Далее для более точного определения понятия «межкультурный конфликт» обратимся к дефиниции термина «культура». Под культурой Садохин А.П. понимает «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени» 3 . Другими словами, культура включает в себя определенную совокупность ценностей и интересов определенной этнической группы.

    Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений 5 .

    Читайте так же:  Как доказать незаконное увольнение с работы

    Таким образом, в нашей работе мы будем трактовать термин «межкультурный конфликт» широко и понимать под ним конфликт или конфликты между этническими группами, имеющими несовместимые интересы, ценности и/или испытывающие обостренное чувство принадлежности к своей этнической группе. Синонимом могут являться также термины «межэтнические конфликты», «межнациональные конфликты», «международные конфликты» используемые в политологии.

    Типология межкультурных конфликтов.

    Над типологией конфликтов в разное время работало много ученых, например, можно назвать Сорокина П.А., Боулдинг К., Галтунг Й., Чейс С., Холсти К. и других, но до сих пор не существует единой, общепринятой классификации. В качестве критериев для различения типов конфликтов часто выделяют следующие их черты:

    • Количество сторон-участников, например, внутренние, межгосударственные, региональные конфликты, мировые войны;
    • Интенсивность и характер конфликтного взаимодействия;
    • Причины противоречий (этнические, религиозные, идеологические и т.д.), предмет спора (территория, ресурсы, сферы влияния);
    • Соотношение интересов сторон (конфликт с нулевой и ненулевой суммой, конфликты с отрицательной суммой) 6 .

    Последняя классификация представляет интерес в связи с тем, что не только дает представление о сущности межкультурных конфликтов, но и выявляет возможные последствия конфликта. Так, конфликт с нулевой суммой означает, что реализация интересов одного участника сводит на нет возможность воплощения интересов другого, что и будет следствием данного конфликта. Например, это может быть гражданская война, а именно здесь можно назвать конфликты в Нагорном Карабахе или Боснии в 90-х годах. Выделяют конфликты с отрицательной суммой, когда в них не оказывается ни победителя, ни побежденного, например, глобальный ядерный конфликт. И все же в большинстве случаев политические, этнические, международные конфликты описываются ситуацией с ненулевой суммой, так как, хотя цели и интересы сторон противоречивы, но не являются абсолютно противоположными.

    Исследователь Травина Е.М. приводит еще одну классификацию межкультурных конфликтов в зависимости от мотивов возникновения. Она выделяет 5 следующих групп:

    1. Социально-экономические (борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу, как это было между Москвой и Республикой Татарстан в 90-е годы 20-го века);
    2. Культурно-языковые (защита родного языка и культуры, что демонстрирует русскоязычное население Литвы, Латвии и Эстонии);
    3. Территориальные (конфликт между Японией и Россией из-за так называемых северных территорий);
    4. Статусные (повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса, что демонстрируют Каталония или Шотландия);
    5. Сепаратистские (борьба за выход из состава федерации и образование независимого государства, как, например, в Северной Ирландии или Стране Басков) 7 .

    Обзор вышеперечисленных классификаций позволяет придти к выводу о том, что межкультурные конфликты в современном мире многообразны, и для разрешения каждой конфликтной ситуации, а также, возможно, для ее прогнозирования и избегания в дальнейшем, необходимо понимать ее причины.

    Причины межкультурных конфликтов.

    Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В обыденности существует точка зрения, что вражда и предубежденность корениться в самой природе человека. Но в действительности исследователи доказали, что конфликты возникают под влиянием причин социального характера. Этот вывод применим и к межкультурным конфликтам.

    Диапазон причин велик: это и недостаточное знание языка и связанное с ним непонимание другого человека, так и более глубинные неосознаваемые причины.

    В современном мире, к сожалению, очень распространены межнациональные или межэтнические конфликты, которые также относятся к межкультурным, имеющие, кроме того, наиболее серьезные последствия для всех участников. Для более ясного понимания причин их возникновения обратимся к типологии конфликтов, которая приведена в работе Сушенцова А. В основе данной классификации лежит мотивационная составляющая. В первую очередь исследователь вводит понятие конфликтного поведения. Под ним он понимает «образ действия, при котором основным инструментом достижения цели мыслиться или реально выступает конфликт». Далее он выделяет 4 типа конфликтов: 1) ресурсный; 2) игровой; 3) демонстрационный; 4) девиантный 8 .

    Источник: http://student.zoomru.ru/mej/mezhkulturnye-konflikty-i-ih-prichiny/88332.712040.s1.html

    Проблемы межкультурного общения и межкультурных конфликтов (стр. 1 из 2)

    И.С. Корнилов, Д.И. Здобников

    Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

    Цель нашей статьи – ответить на вопрос, какие проблемы возникают при межкультурном общении, а также рассказать, какими бывают межкультурные конфликты и каковы могут быть пути их решения.

    Межкультурная коммуникация – термин, появившийся в отечественной гуманитарной науке в последнее десятилетие ушедшего века, вслед за ранее укоренившимися в научном и обыденном сознании понятиями «менталитет», «культурный плюрализм», «диалог культур» [1]. Межкультурное общение подразумевает собой общение между представителями различных человеческих культур. Это общение может быть как устным, так и письменным, как индивидуальным (с небольшим количеством участников), так и массовым [2]. Поскольку понятие межкультурного общения сложное и многогранное, оно изучается на уровне слияния нескольких дисциплин.

    Например, проблемами межкультурной коммуникации занимаются такие науки, как культурология, психология, лингвистика, антропология и социология. Каждая из этих наук использует свои подходы к изучению поставленных перед нею проблем, которые, к слову, являются далеко не одинаковыми.

    К примеру, психология выявляет закономерности и тенденции в общении с точки зрения различий в человеческой психике; лингвистика проводит параллели между представителями различных культур путём сравнения и выявления общих черт в их языках; социология же смотрит на проблемы межкультурной коммуникации с позиции общественной жизни человека, его положения в обществе и социального статуса.

    Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось классическое понимание культуры как стабильной, устойчивой системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей и структур, принятых в обществе [4].

    Сегодня же всё чаще встречается понимание культуры как образа жизни и системы поведения, норм или ценностей любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Такое понятие культуры не предполагает строгой стабильности и упорядоченности культурной системы, поскольку до определённой степени она может меняться и преобразовываться в зависимости от социальной ситуации.

    Рис. 1. Схема межкультурного конфликта

    Все культуры являются неоднородными по своему составу. Чаще всего какое-либо общество представляет собой слияние различных этнических культур и субкультур. И всем им присущи свои идеалы, ценности, нормы поведения, взгляды на тот или иной предмет. Именно поэтому люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом, а именно – конфликты межкультурные. Существует множество определений понятия «конфликт». В целом, под этим понимается любой вид противоборства или несовпадения чьих-либо интересов. В более узком смысле – в смысле проблем, возникающих при межкультурном общении – конфликт будет рассматриваться нами не как столкновение, противоборство или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации между людьми [6].

    Читайте так же:  Суд на алименты это гражданский иск

    Хотелось бы заострить внимание на тех аспектах, которые тесным образом связаны с проблемой межкультурного общения. Особенности коммуникации взаимодействующих культур даны на рис. 1, где показано, что в зависимости от перевода (в широком смысле этого слова – под переводом в данном случае подразумеваются не только слова, фразы и предложения, но и жесты, мимика, их истолкование, истолкование поведения – так называемая атрибуция, и пр.) между представителями различных культур может возникать полное непонимание (отсутствие чего-либо общего) или понимание. Промежуточным вариантом будет являться поиск того, что может объединить две стороны [6]. В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов [1]. Конфликты между:

    различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами);

    религиозными группами, представителями различных религий (например, между христианами-коптами и остальными египтянами, исповедующими мусульманскую веру);

    поколениями и носителями разных субкультур (проблемы «отцов и детей», «города и деревни» и пр.);

    традициями и новациями в культуре;

    различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (например, «плохо» по-украински – «погано», в то время как в русском языке это два разных слова с самостоятельным, хотя и схожим, смыслом. Украинец, пожелавший мягко выразить свое неудовольствие по какому-либо вопросу, скорее всего, вызовет у русского, не знающего языка соседней страны, негативную реакцию).

    В процессе общения с представителями других культур причинами напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки в объяснении поведения партнеров. Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей, и каждый субъект выполняет роли, предписанные родной или иноземной (в зависимости от того, в какую страну попал человек) культурой, нормы поведения. В основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужаков. Последнюю категорию людей именуют так: пришелец, иммигрант, чужестранец, беженец.

    Часто такие люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нормами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (словесную), но и невербальную (артикуляция и жесты) информацию. Невербальные средства общения также могут различаться (рис. 2).

    Рис. 2. Виды невербальных средств общения

    Жесты культурно обусловлены. В каждой стране они разные. Нам может казаться, что собеседник проявляет к нам враждебность, в то время как он просто пытается выразить свое одобрение. Например, на Тибете для этого высовывают язык! Стоит ли говорить, что такой жест без предварительного истолкования гидом туристической группы вызовет у представителей нашей страны в лучшем случае удивление.

    В Новой Гвинее указывают на предмет глазами и не понимают указания, когда оно делается рукой. Болгары заявляют о своем согласии, качая головой из стороны в сторону, т. е. движением, которым в Европе и Америке пользуются для выражения отрицания. А ведь это очень важные моменты, без знания которых невозможно построить корректный и грамотный разговор! Мы думаем, что собеседник понял нас и пытаемся втолковать ему свою следующую мысль, то время как он недоумённо смотрит на нас и не понимает, зачем мы говорим далее, ведь он сразу сказал однозначное «нет» на наше предложение.

    Пребывание в чужой культуре, в другой культурной группе (обучение за границей, командировки, интернациональные проекты и т.д.) сопровождается ситуациями, которые регулируются двумя культурами. Речь идет о ситуациях культурного пересечения, или наложения, культур, в которых любой коммуникативный акт субъективно интерпретируется, по меньшей мере, двояко [5]. Внезапное молчание в диалоге, например, может истолковываться одновременно как ослабление напряжения и как моральное давление, напряжение. К завтраку в немецком отеле традиционно относятся кофе и чай. Вопрос официанта: «Кофе или чай?», – задается, как правило, каждому гостю. С точки зрения внутренней (немецкой) культурной перспективы, предложение данного выбора представляет собой традицию, обычай. Культурно обусловленный взгляд со стороны может трактовать такое положение вещей как своего рода принуждение, требование, предписывающее обязательно заказать на завтрак один из этих напитков. Так может показаться, например, гостю из Африки, который вообще не пьёт ни один из этих напитков на завтрак.

    Подобная двойственность обусловлена тем, что в процесс осмысления реальности привлекается, прежде всего, нормативно-ценностная система своей культуры, наряду с которой, однако, одновременно действуют регулятивы гостевой культуры, мало пока знакомой и, соответственно, недостаточно значимой. Собственное поведение и его последствия не оцениваются в связи с этим в контексте конкретной ситуации, когда, например, долгие паузы в разговоре воспринимаются как невежливые или, наоборот, непрерывная речь расценивается как агрессивное поведение. В этих случаях имеющиеся в распоряжении партнеров по коммуникации оправданные поведенческие стратегии, способствующие в своей культуре достижению успеха, оказываются в условиях чужой неожиданно недейственными, несоразмерными ситуации. Неуверенный более в правильности своего поведения, один из тех, кто вступает в общение (находящийся не в родной культуре), испытывает эмоциональную робость в связи с утратой «нормальности» своих действий и в связи с кажущейся ему странной, необычной чужой реальностью.

    Кроме того, большое количество разногласий возникает при переводе информации с одного языка на другой. Переводчики знают, что абсолютно точный перевод невозможен из-за разных картин мира, создаваемых разными языками. Наиболее частым случаем такого языкового несоответствия является отсутствие точного эквивалента для выражения того или иного понятия, и даже отсутствие самого понятия. Это связано с тем, что понятия или предметы, обозначаемые такими словами, являются уникальными, специфическими для данной культуры, а в других культурах отсутствуют и, следовательно, там нет соответствующих слов для их выражения. Например, «boxing day» переводится иногда как день бокса, поскольку в нашей культуре нет представления о следующем дне после Рождества, когда открывают коробки с подарками.

    Такие английские выражения, как фразеологизмы (keep your fingers crossed), связанные с отсутствием в русской культуре обычая скрещивать средний и указательный пальцы, чтобы пожелать кому-то успеха, также могут быть отнесены к безэквивалентным, поскольку у нас такого обычая не существует. «Нет реалии – нет словарного выражения» [7].

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://mirznanii.com/a/134189/problemy-mezhkulturnogo-obshcheniya-i-mezhkulturnykh-konfliktov

    Контрольная работа разрешение межкультурных противоречий
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here