Государственная служба трудовых споров

Полные ответы на все вопросы на тему: "Государственная служба трудовых споров". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Приложение. Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров

Положение
о службе по урегулированию коллективных трудовых споров
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468)

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 1998 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 332 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения

1. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее именуется — служба) является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

4. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров;

осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;

утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;

выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах Российской Федерации и принимаемых мерах по их разрешению;

организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

5. Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

6. Работники службы пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

7. Работники службы обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих должностных полномочий при участии в примирительных процедурах в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра.

ГАРАНТ:

Об охране конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ

Источник: http://base.garant.ru/106389/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ в статью 407 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 407 ТК РФ

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Читайте так же:  Взять кредит под залог квартиры

ГАРАНТ:

См. схему «Участие государственных органов в разрешении коллективных трудовых споров»

Источник: http://base.garant.ru/12125268/835da07fe9ebd6c18a69a38e1e229ca3/

Трудовая инспекция в Москве, официальный сайт, адрес и телефон

Контакты

Телефон горячей линии для консультаций

По будням с 09-30 до 18-00

115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3

Часы работы см. на официальном сайте

Государственная трудовая инспекция в Москве защищает права работающих граждан, которые закреплены в Трудовом Кодексе РФ, но далеко не всегда работодатели стремятся их соблюдать. В случае возникновения трудовых споров или грубого ущемления законных прав работников необходимо обращаться в государственную трудовую инспекцию Москвы. Этот орган выступает гарантом соблюдения трудового права и представлен в каждом субъекте Российской Федерации.

Каждый работник, который считает, что работодатель нарушает его трудовые права, имеет право обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.
Трудовая инспекция:

  • Принимает, рассматривает письменные обращения граждан по поводу нарушения их трудовых прав
  • Принимает меры к работодателям для устранения этих нарушений

То есть, в трудовую инспекцию можно обратиться, если работодатель:

  • Незаконно уволил сотрудника
  • Не выплатил ему заработную плату или другую, компенсацию, предусмотренную трудовым законодательством
  • Нарушает график рабочего времени и времени отдыха
  • Нарушает право работника на ежегодный основной или дополнительный отпуск
  • Нарушает другие трудовые права работников, предусмотренные действующим трудовым законодательством

В трудовую инспекцию, согласно ст. 360 ТК РФ, может обратиться не только работник, которые официально трудоустроен, но и любой другой гражданин, который считает, что работодатель незаконно отказал ему в трудоустройстве. Точно такие же функции и у Государственной трудовой инспекция Москвы.

В эту организацию могут обратиться работники, которые трудоустроены у работодателей, зарегистрированных в Москве и Московской области.
Приём граждан в инспекции по труду в Москве осуществляется по электронной и «живой» очереди. Приём ведётся по разным адресам.

Специалисты в трудовой инспекции в Москве проводят консультации граждан по скайпу, а также дают устные разъяснения по телефону. Для этого существует «горячая линия».

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Подать жалобу в Трудовую инспекцию по Москве можно несколькими способами:

При личном обращении гражданина проблем с подачей заявления не возникает. Он должен привезти жалобу в 2-ух экземплярах в инспекцию. Один экземпляр жалобы будет зарегистрирован как входящий документ – ему присвоен номер. Этот номер, а также дату принятия жалобы, секретарь поставит на экземпляр, который останется у заявителя.
В течение 30 дней, начиная с момента приёма заявления, заявителю должен прийти ответ.

При отправлении заявления Почтой, необходимо оформить письмо как заказное с уведомлением и описью вложенного. Когда уведомление вернётся заявителю, на нём будет указано число принятия письма. С этой даты начинается «отсчёт» 30 дней.

При подаче жалобы, работник должен указать:

  • Свои данные
  • Свой электронный адрес и телефон
  • Данные работодателя
  • Его фактический и юридический адрес
  • Тип организации – бюджетная или внебюджетная
  • Свою должность
  • Информацию о руководителе

Затем необходимо описывать свою проблему. Сделать это нужно грамотно, с точки зрения русского языка и стилистики обращения. Нельзя использовать оскорбительные выражения и жаргонизмы. Жалоба должна быть краткой и содержательной, все факты должны быть достоверны и проверены.
Заявитель может приложить к жалобе документы, в виде прикреплённых файлов различного формата.

Затем указть свои требования, которые нужно просто отметить «галочкой». После этого, жалобу можно отправлять.

Официальный адрес трудовой инспекции Москвы

Москве – ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3. Добраться до инспекции можно следующим образом – от м. Домодедовская сесть на автобусы № 148, 694, 766, 274 или на маршрутное такси № 564м, 635м.

Приём граждан по вопросам, связанным с трудовыми правами, в порядке «живой» очереди производится по адресу ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1 стр. 1 (левая сторона двухэтажного торгового здания), вывеска на входе «Базовый центр охраны труда ЮВО г. Москвы»; от ст. метро Братиславская, далее маршрутное такси № 520 м, 517 м, 526 м, 5 остановок до Краснодонской улицы, пешком 500 метров.
Время приёма — понедельник, вторник с 10-00 до 17-00 (обед 13.00-14.00); четверг с 09-00 до 13-00; пятница с 10-00 до 15-45.

Источник: http://trudinspection.ru/trudovaya-inspectiya/m/gorod-moskva/

Горячая линия Роструд

Федеральная служба по труду и занятости Роструд создана для оказания государственных услуг, решения споров, возникающих в области трудового законодательства. Одной из главных задач организации является консультирование физических и юридических лиц по вопросам, связанным с организацией труда, трудовой миграции, контроля и т. д.

Телефон горячей линии Роструд

Для получения актуальной и своевременной консультации в организации открыта горячая линия.

Ее телефон: 8-800-707-88-41

Режим работы горячей линии: понедельник–четверг: 9.00–18.00. Обед 12.00–13.00.

Пятница: 9.00–16.45. Обед 12.00–13.00.

Телефон горячей линии имеется на официальном сайте Роструда https://www.rostrud.ru

Телефон группы по обращениям граждан:  (495) 698-82-06.

Телефон работает в будние дни, оплачивается по тарифам оператора.

Какие вопросы можно решить по телефону

По телефону можно обращаться за решением следующих проблем:

  • Консультация по решению спорных вопросов, связанных с нарушениями трудового законодательства.
  • Подача жалобы на нарушения.
  • Консультации по поводу подачи заявления об организации проверки возможных нарушений.
  • Получение консультаций, как обжаловать нормативные правовые акты.
  • Получение информации о программе «Соотечественники».
  • Решение вопросов, связанных с открытием личного кабинета на сайте.
  • Консультации по прочим вопросам трудового законодательства.

Информационно–консультационный портал Роструда

На сайте инспекции имеется специальный информационно–консультационный портал, который создан для обращений в организацию, получения консультаций по трудовому законодательству, проведения проверок организаций.

Онлайн инспекция наделена следующими модулями:

  • Электронный инспектор онлайн. Позволяет осуществить самопроверку организации, приняв на себя функции проверяющего.
  • Электронная приемная. Существует для записи на прием в государственную инспекцию по месту нахождения клиента.
  • Трудовой навигатор. Создан для работников и работодателей для решения проблемных ситуаций. Здесь предоставлены схемы действий при трудовых спорах.
  • Общественная оценка деятельности. Существует для предоставления клиентам возможности участвовать в онлайн–опросах, высказывания собственных предложений, решения вопросов.
  • Памятки. Раздел содержит все актуальные законодательные и нормативные акты по труду с изменениями, рекомендации по их выполнению.
  • Вопросы и ответы. Здесь представлены ответы на общие вопросы по трудовому законодательству.
  • Отправить заявление. Через данный модуль можно направить заявление о нарушении трудового законодательства.
  • Перечень требований трудового законодательства.
Читайте так же:  Как проверить сумму алиментов

Дополнительные способы связи

Кроме стандартных способов связи с инспекцией, клиенты могут воспользоваться следующими дополнительными вариантами:

  • Связь через мобильное приложение Роструд. С его помощью в инспекцию передаются сведения о нарушениях, которые могут угрожать жизни и здоровью работников в области строительства. Приложение доступно для устройств на базе iOS и Android.
  • Для получения письменного ответа пользователь может отправить электронное письмо в Роструд по адресу [email protected]
  • Клиенты могут связаться с организацией по скайпу support-rostrud.

Когда операторы Роструда не смогут помочь

Операторы оказывают консультации по общим вопросам, для предметного решения проблемы необходимо собрать документы, подтверждающие нарушения, и обратиться в региональное представительство Роструда по месту жительства.

Источник: http://www.sravni.ru/enciklopediya/info/gorjachaja-linija-rostrud/

Трудовая инспекция — все о трудовой инспекции в РФ

Трудовая инспекция является государственным органом, осуществляющим надзор и контроль за выполнением норм трудового законодательства и иных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Основные задачи инспекции труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:

  • обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан;
  • контроль за соблюдением требований гигиены и безопасности труда;
  • предоставление консультационных услуг работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства;
  • контроль расследования несчастных случаев на производстве и разработка профилактических мер по их предупреждению;
  • надзор за реализацией прав работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выявление нарушений в порядке начисления и выплате пособий по временной нетрудоспособности за счет денежных средств работодателя;
  • ведение статистики и анализа причин производственного травматизма и разработка мер по их профилактике.

Трудовая инспекция по правам работника сталкивается с различными жалобами сотрудников, наиболее частыми из которых являются отказ в предоставлении отпуска, невыплата заработной платы, нарушение порядка приема на работу или увольнения.

При выявлении нарушений во время проведения проверок федеральная инспекция труда выносит предписание, составляет протокол об административном правонарушении и подготавливает другие документы, необходимые для привлечении виновных к ответственности.

Источник: http://trudinspection.ru/

Комментарии к СТ 407 ТК РФ

Статья 407 ТК РФ. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

1. Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.

Для реализации возложенных на нее задач Роструд имеет право:

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;

— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (Службы), оказывающими государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров являются: Центрально-Черноземное, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Поволжское, Волго-Вятское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное управления по урегулированию коллективных трудовых споров (Приказ Роструда от 02.03.2005 N 30).

2. Служба и ее территориальные органы не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Она призвана оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача.

Трудовой кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора.

Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК РФ). В случае необходимости работники Службы или управления Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.

После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Службу или управление Службы для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК РФ). Роструд производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих при наличии обстоятельств, исключающих в силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК проведение забастовки (п. 5.3.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Иные коллективные трудовые споры подлежат регистрации в управлениях по урегулированию коллективных трудовых споров.

Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, получать консультации и т.п.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК РФ). В создании временного трудового арбитража он принимает непосредственное участие (см. коммент. к ст. 404).

Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

Работодатель обязан предупредить Службу (управление Службы) о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК РФ). В случае приостановки забастовки соответствующий орган должен быть предупрежден о ее возобновлении (ст. 411 ТК РФ).

Читайте так же:  Возьми кредит на свое имя

3. Закон определяет функции Службы и ее территориальных управлений, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

4. Служба и ее территориальные органы осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения и прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможными проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.

5. В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров проверяют полномочия представителей. Для этого они могут истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей; локальные нормативные акты, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя; протоколы собраний (конференций) и др. Служба может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения.

6. Одной из важнейших функций Службы является формирование списка трудовых арбитров и осуществление их подготовки. В соответствии с Положением Служба организует подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров (п. 5.4.13 Положения).

К сожалению, ни Кодекс, ни Положение не упоминают о посредниках, хотя ранее действовавшая Служба по урегулированию коллективных трудовых споров составляла список посредников, что нашло отражение в Рекомендациях Минтруда России от 14.08.2002 N 58.

7. В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба и ее территориальные органы оказывают работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего, это консультации и подготовка разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров обобщают и распространяют отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.

За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.

8. Функции государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они изучают и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров.

На основании анализа имеющейся информации они подготавливают предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в т.ч. разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров.

Для осуществления этой функции указанные органы анализируют статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливают оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносят предложения о проведении научно-исследовательских работ.

9. Основным принципом деятельности государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров является взаимодействие с представителями работников и работодателей.

В процессе организации примирительных процедур, реализации иных возложенных на них задач эти органы предоставляют имеющуюся информацию, оказывают помощь представителям сторон по созданию примирительных органов, проводят консультации и разъяснения.

При составлении списка трудовых арбитров могут учитываться предложения профессиональных союзов и объединений работодателей.

В ходе проведения забастовки взаимодействие представителей сторон и управлений Службы приобретает особое значение, поскольку от этого зависит и обеспечение реализации конституционного права работников, и защита законных интересов других граждан. Согласованные действия сторон и указанных органов должны обеспечить продолжение переговорного процесса (и в конечном счете разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг), с тем чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц.

Источник: http://www.trudkod.ru/kommentarii/chast-5/razdel-13/glava-61/st-407-tk-rf

Статья ТКРФ 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Комментарий к статье 407

1. Придавая большое значение вопросам профилактики и урегулирования коллективных трудовых споров, учитывая соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области трудовых отношений, ТК специально отмечает, что к государственным органам по урегулированию коллективных трудовых споров относятся как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

2. Впервые вопрос о создании специализированного государственного органа, выполняющего функции государственного регулирования коллективных трудовых споров, был поставлен в связи с принятием Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 г. N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Эти функции были возложены на службу по урегулированию коллективных трудовых споров, которая была создана в РФ в 1992 г. Затем ее правовой статус претерпел изменения в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и совершенствования процесса разрешения коллективных трудовых споров. Желая повысить роль органов, задачей которых является оказание помощи в рассмотрении коллективных трудовых споров, Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 1996 г. N 468 (с изм. и доп.) утвердило Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, которая являлась государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

3. В связи с осуществленной в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм. и доп.) реорганизацией системы органов федеральной исполнительной власти в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Данным Указом было образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которым были переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ.

Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 (с послед. доп. и изм.) были определены вопросы Федеральной службы по труду и занятости, а Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 (с послед. доп. и изм.) было утверждено Положение о ней.

Читайте так же:  Полиция больничный во время отпуска

4. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (п. 1 Положения).

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет целый ряд предоставленных ей полномочий, в том числе оказывает в соответствии с законодательством РФ государственные услуги по содействию в разрешении коллективных трудовых споров, по организации подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров.

Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).

5. Комментируемая статья относит к компетенции Роструда, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, следующие вопросы:

— осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

— содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

— ведение базы данных по учету трудовых арбитров.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров, отнесены вопросы проведения уведомительной регистрации коллективных трудовых споров (за исключением коллективных трудовых споров, указанных в ч. 2 ст. 407 ТК), а также содействие урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

6. Называя функции и полномочия Роструда и органов исполнительной власти субъектов РФ применительно к урегулированию коллективных трудовых споров, ТК также закрепляет некоторые гарантии беспрепятственного осуществления этих функций и полномочий.

Указанные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

— проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

— оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

— организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

7. Сама Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Они призваны оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это их основная задача.

В то же время их функции не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они проводят работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-tkrf-407-uchastie-gosudarstvennyh-organov-po-uregulirovaniyu-kollektivnyh-trudovyh

Трудовые споры

Трудовой спор – это по ТК РФ разногласие между работником (работниками) и работодателем по трудовым вопросам. Причины возникновения трудовых споров могут быть разные. К примеру, работник требует восстановить его на работе, изменить дату и причину увольнения или доплатить за время вынужденного прогула. Причиной трудового спора может быть и то, что работодатель предъявляет работнику спорное требование о возмещении причиненного ущерба. Мы рассматривали в нашей консультации виды трудовых споров и указывали, что споры бывают индивидуальные и коллективные. О том, какое место в разрешении трудовых разногласий занимает трудовая инспекция, расскажем в этом материале.

Кто рассматривает трудовые споры: кратко

Органы по рассмотрению трудовых споров зависит от вида споров. В индивидуальных спорах ими являются комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд (ст. 382 ТК РФ). О роли КТС в трудовом праве при разрешении индивидуальных споров мы рассказывали в отдельной консультации, а подсудность трудовых споров рассматривали в этом материале.

Коллективные трудовые споры рассматриваются (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
  • с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
  • в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

При этом об инспекции по трудовым спорам как об органе по рассмотрению индивидуальных или коллективных трудовых споров в ТК РФ не говорится. Более того, как самостоятельный официальный орган в системе трудовых отношений такого рода инспекция не упоминается.

Напомним, что федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров и по иным вопросам выполняет Федеральная служба по труду и занятости, или Роструд (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324). Роструд ведет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы – государственные инспекции труда (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324).

По вопросам трудовых споров Роструд выполняет определенные задачи, не связанные с непосредственным разрешением споров в сфере трудовых отношений. Так, Роструд только регистрирует и лишь оказывает содействие в урегулировании отдельных коллективных споров (п.п.5.3.3, 5.5.10 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 324):

  • коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства;
  • коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета;
  • коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.
Читайте так же:  Как перевести кредит на другого человека

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504773

Рассмотрение индивидуальных служебных споров

В соответствии с Законом № 79-ФЗ (ч. 1 ст. 70) индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами:

  • ? комиссией государственного органа по служебным спорам;
  • ? судом.

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сентября 2010 г. № 22) лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд’. Поскольку Закон № 79-ФЗ не предусматривает обязательного досудебного рассмотрении индивидуального служебного спора, то вывод Пленума Верховного Суда РФ относительно индивидуального трудового спора применим и к отношениям, связанным с гражданской службой.

Судебная практика свидетельствует, что дела этой категории расцениваются судами аналогично возникающим из трудовых отношений и рассматриваются по аналогичным процессуальным правилам.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя (ч. 7 ст. 70 Закона № 79-ФЗ). При этом существующее правовое регулирование не может препятствовать гражданину, поступающему на государственную службу либо ранее находившемуся на ней, обратиться (возможно, письменно) к представителю нанимателя, и только при невозможности устранить имеющиеся разногласия требовать разбирательства в порядке, установленном для рассмотрения индивидуальных служебных споров. [1]

Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя. В случае отсутствия выборного профсоюзного органа на собрании (конференции) государственного органа решается вопрос о формировании иного представительного органа гражданских служащих либо непосредственно принимается решение о кандидатурах, подлежащих включению в состав комиссии по служебным спорам. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 8 ст. 70 Закона № 79-ФЗ). В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного ч. 8 ст. 70, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Комиссия по служебным спорам, в соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона № 79-ФЗ, обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. В связи с тем, что предусмотренный ч. 11 ст. 70 Закона № 79-ФЗ федеральный закон, устанавливающий правовые основы порядка рассмотрения служебных споров в соответствующих комиссиях государственных органов, еще не принят, до вступления в силу такого закона следует осуществлять субсидиарное применение ст. 387—389 ТК РФ.

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387,

ч. 1 ст. 390 ТК РФ). Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного трудового спора — мировому судье в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ; п. 6 ст. 23, ст.24 ГПК РФ).

Непосредственно в судах, в соответствии с ч. 14 ст. 70 Закона 79-ФЗ, рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

  • 1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе:
    • ? о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы,
    • ? об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения,
    • ? о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего,
    • ? об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
  • 2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Подход законодателя в ч. 14 ст. 70 Закона № 79-ФЗ не содержит изъятий по сравнению с порядком, установленным ТК РФ в части рассмотрения аналогичных трудовых споров.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры (ч. 15 Закона № 79-ФЗ): о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. При этом, очевидно, требование о недопустимости дискриминации на гражданской службе соотносится с содержанием ч. 3 ст. 14 Закона № 79-ФЗ, предусматривающей равный доступ граждан Российской Федерации, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего 1 .

По письменному заявлению гражданского служащего суд вправе вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда в случаях незаконного увольнения с гражданской службы либо иного грубого нарушения положений Закона № 79-ФЗ. Размер возмещения определяется судом (ч. 16 ст. 70 Закона № 79-ФЗ) исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Закон № 79-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в части компенсации морального вреда, поэтому подход Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сетября 2010 г. № 22) применим также к отношениям, связанным с гражданской службой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bstudy.net/684904/ekonomika/rassmotrenie_individualnyh_sluzhebnyh_sporov

Государственная служба трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here