Этапы рассмотрения трудовых споров

Полные ответы на все вопросы на тему: "Этапы рассмотрения трудовых споров". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Конспекты юриста

Понятие, признаки и этапы коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор — правоотношение в рамках социального сотрудничества, которое возникает между сторонами и работодателями и связана с установлением или изменением правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.

Специфические признаки коллективного спора

1. Стороны ? всегда стороной остаются работники в целом, а не представители, и работодатели.

2. Предметом выступают отношения, которые подпадают под действие норм трудового права, по которым стороны хотят установить или изменить регулирование, это экономические условия. Вопросы правоприменения или реализации права никогда не могут быть предметом трудового спора. В этом отличие от индивидуального спора.

3. Содержание ? разногласия по предмету спора.

4. Юридический факт:

  • — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);
  • — несообщение работодателем (его представителем) своего решения в течение 2 дней , либо 3 недель в зависимости от уровня социального партнерства;
  • — подписание протокола разногласий при заключении коллективного договора или соглашения;
  • — отказ от учета мнения выборного представительного органа при принятии локального нормативно-правового акта с момента подписания протокола разногласий.

Этапы коллективного трудового спора

1. Рассмотрение спора примирительной комиссией (обязательный этап). Примирительная комиссия – это не орган в собственном смысле. Это правовое средство, при помощи которого стороны самостоятельно пытаются разрешить возникшие разногласия. Как только выясняются момент возникновения спора, то заинтересованные лица могут инициировать создание примирительной комиссии. Важно, чтобы требование было оформлено и направлено другой стороне. Такая комиссия создается на паритетных началах. Работники сами выбирают своих представителей и приказом назначаются представители работодателя. В рамках примирительной комиссии стороны должны решить спор. Рассмотрение происходит в течение 3 (локальный уровень) и 5 (иной уровень: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный) дней. Есть 2 варианта:

  • — стороны подписали соглашение;
  • — часть или все требования не согласованы — подписывается протокол разногласий.

Если сторона уклоняется (административная ответственность), то спор сразу же должен быть переведен на 3 этап – в трудовой арбитраж.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап). Посредник – всегда третье лицо, которое:

  • — имеет опыт рассмотрения коллективных трудовых споров (наличие высшего экономического или юридического, социологического образования);
  • — незаинтересованность в исходе спора.

Он может быть выбран самими сторонами, либо когда стороны не договорились относительно посредника, то тогда кандидатуру посредника предлагает РосТрудИнспекция. Но она не во всех субъектах есть, она создается в федеральных округах. Данный орган и ведет базу посредников. Также существуют органы субъектов, если они созданы. Эти функции обычно выполняют министерства, департаменты, управления. Эти органы ведут уведомительную регистрацию споров.

В результате стороны:

  • — подписывают соглашение;
  • — все оканчивается протоколом разногласий (тогда 3 этап).

3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже. Существует «временный» и «постоянный» арбитраж – образуются в рамках коллективных соглашения или постояннодействующей коллективной комиссии.

Трудовой арбитраж – орган, который создается для содействия к примирительному решению коллективного трудового спора. Речь идет не о третейском разбирательстве (имеет место при индивидуальных спорах), а о разрешении спора в порядке примирительных процедур. Задача его в том, чтобы содействовать решению спора (а третейский суд – обязательно к применению). Это орган, который состоит из трудовых арбитров, которых может быть несколько (коллегиально) либо один (единолично). В отношении этих арбитров стороны могут также высказаться (определить – подходит или нет). Если стороны не находят компромисса, то им предлагают Роструд. Трудовые арбитры – третьи лица, не заинтересованные в исходе спора, и имеющие опыт в решении таких споров. Если стороны пришли к соглашению относительно того, что такой арбитраж должен рассмотреть спор, то решается в арбитраже, иначе возможен 4 этап. В случае, если для сторон рассмотрение спора в трудовом арбитраже обязательно, то все функции по формированию арбитража, его регламента берет на себя Роструд, т.е. стороны оказываются ни при чем (это один лишь случай – когда проведение забастовки запрещено – при этом решение органа должно быть обязательным для сторон (но это противоречит природе этого органа).

В течение установленного срока арбитраж должен рассмотреть спор по существу и принять решение, которое применяется к сторонам и с этого момента оно должно быть исполнено.

4. Объявление о проведении забастовки. Если в трудовом арбитраже спор не разрешен, т.е. стороны не пришли к соглашению, то работники имеют право приступить к организации забастовки, но только в случае, если она не запрещена законом. Если запрещена – то решение принимается службой по разрешению коллективных трудовых споров.

Какие забастовки запрещены:

  • — когда это предусмотрено в специальном административным законодательством и может повлечь негативные последствия для обороноспособности государства (в период военного времени и прочее)
  • — когда в силу закона в определенных сферах в экономике не допускает проведение забастовки (энергоснабжение, теплоснабжение, скорая помощь, водоснабжение и прочее)
  • — забастовка, которая объявлена или проведена с нарушением процедур, установленных трудовым кодексом.

Забастовка – временный добровольный отказ от работы работников в целях разрешения коллективного трудового спора. Такое определение исключает возможность забастовки одним работником.

Объявлению забастовки предшествует несколько обязательных процедур. Прежде всего это порядок ее объявления (включает несколько стадий).

Объявление забастовки начинается с общего собрания или конференции. Правомочным будет считаться собрание с половиной работников и 2/3 делегатов. В рамках этого собрания ставится вопрос о начале процедуры объявления забастовки:

  • — определяется орган, управляющего забастовкой (как правило, это профком)
  • — определение даты и срока (примерного срока)
  • — предложение по минимуму необходимых работ (всегда возникает проблема при его определении), обычно такой минимум определяется соглашения после направления обращения о забастовке, но существуют специальные акты уполномоченных федеральных органов, где закрепляется для отдельных отраслей такой минимум; tсли это частная сфера – таких органов нет, они сами определяют;
  • — конкретные требования, которые должны быть удовлетворены работодателем.
Читайте так же:  Заработная плата коммерческая тайна

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости России):

  • — производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • — ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • — организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

  • — производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
  • — содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Источник: http://www.law-student.ru/798-ponyatie-priznaki-i-etapy-kollektivnogo-trudovogo-spora.html

Индивидуальные трудовые споры

О видах трудовых споров мы рассказывали в нашей консультации. О рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров расскажем в этом материале.

Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор – это возникшие между работодателем и работником неурегулированные разногласия по трудовым вопросам, при этом об этих разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1 ст. 381 ТК РФ). Трудовые вопросы, которые становятся предметом индивидуальных трудовых споров, могут касаться применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового или коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются…

Кто рассматривает индивидуальные трудовые споры? Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по ТК РФ предусматривает 2 инстанции. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссиями по трудовым спорам;
  • судами.

При этом работник сам решает, обращаться ему вначале в комиссию, а в суд идти только при несогласии с ее решением, или сразу подавать заявление в суд (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что в отдельных случаях применяется исключительно судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Это означает, что в комиссию за разрешением такого спора не обращаются. Производится всегда рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах при решении, в частности, таких вопросов, как (ст. 391 ТК РФ):

  • отказ в приеме на работу;
  • восстановление на работе;
  • изменение даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминация на работе;
  • претензии лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физлиц, не являющихся ИП;
  • разногласия работников религиозных организаций со своими работодателями;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • неправомерные действия (бездействия) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещение работником ущерба, причиненного работодателю.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ, иными федеральным законами, ГПК РФ (ст. 383 ТК РФ).

Срок для обращения за разрешением спора

Работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор и по окончании трехмесячного срока, если этот срок был пропущен по уважительным причинам (ст. 386 ТК РФ). Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам в течение 10 дней, работник вправе перенести рассмотрение спора в суд. В суд работник может пойти и после рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам, если хочет обжаловать ее решение. На это работнику дается 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Что касается обращения сразу в суд, то срок работнику для этого в общем случае дается также 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если это спор об увольнении, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

По спорам о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат право на обращение в суд сохраняется за работником в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок здесь исчисляется со дня обнаружения такого ущерба.

Необходимо учитывать, что пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть судом восстановлены (ст. 392 ТК РФ). При этом суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска срока (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504766

Коллективные трудовые споры

О понятии индивидуальных трудовых споров и порядке их рассмотрения мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров.

Понятие коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 398 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективного трудового спора

Для разрешения коллективных споров применяются особые примирительные процедуры. К примирительным процедурам при разрешении коллективных трудовых споров относятся (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

При этом примирительной комиссией коллективные трудовые споры рассматриваются всегда. Этот этап разрешения коллективного трудового спора является обязательным (ч. 2 ст. 401 ТК РФ).

Достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора соглашения оформляются в письменной форме и обязательны для всех сторон трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Крайней мерой решения коллективных трудовых споров является забастовка. К ней работники могут прибегнуть в тех случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора или работодатель не выполняет достигнутые соглашения либо не исполняет решение трудового арбитража (ст. 409 ТК РФ).

Читайте так же:  Документы на алименты мировому судье

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504767

ТК РФ Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Что это такое

Тем, кто сталкивался с рассмотрением трудовых споров знает, что это достаточно разностороннее многогранное понятие. Рассмотрение трудовых споров сам собой обозначает процесс разрешения, какого либо разногласия или же конфликта между двумя сторонами .

Как правило, споры могут быть совершенно разного характера, начиная от оскорблений одной стороны другую и заканчивая невыплатой заработной платы. Согласитесь, и тот и другой случай малопривлекателен для работников, а комиссия по трудовым спорам берет на себя обязанность по восстановлению справедливости

Рассмотрение трудовых споров происходит в несколько этапов и поэтому является процедурой остаточно долгой. Так, например, рассматривая трудовой спор по тому или иному пункту сложно сразу сориентироваться в ситуации, принять на себя роль того или иного участника спора.

Нужно сказать, что такая комиссия не является постоянно действующий органом. Ее собирают как раз в том случае если в организации или на предприятии возник случай, требующий ее срочного вмешательства. Таким образом, можно сказать, что комиссия создается только в случае какого либо курьезного случая. Кстати, члены комиссии – это обычные работники. Они не освобождаются от своих должностей, они лишь на некоторое время отлучаются от рабочего процесса для того, чтобы вершить правосудие.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок урегулирования трудовых индивидуальных споров устанавливается для каждого юрисдикционного органа отдельно. Отличается не только процедура рассмотрения, но и порядок принятия заявления, издания решения и его реализации. Поэтому при обращении в конкретный орган нужно учитывать специфику его работы.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется отраслевыми и федеральными нормативными актами. Кроме того, при урегулировании конфликта в КТС и вышестоящих органах могут также учитываться локальные акты, если их положения не противоречат действующему законодательству.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ктс достаточно удобен для сотрудника, так как позволяет ему урегулировать спорные вопросы в удобное ему нерабочее время. Кроме того, решение принимается только в присутствии служащего, который подал заявление. Заочное рассмотрение может быть проведено только при наличии письменного согласия заявителя на это. Такая мера необходима, если лицо не может лично явиться на заседание по объективным причинам.

Если трудящийся не направил такое согласие и не явился на рассмотрение дела, то его рассмотрение откладывается и гражданин приглашается вторично. В случае повторной неявки на заседание без уважительных оснований члены комиссии могут принять решение о снятии дела с рассмотрения. В данном случае сотрудник лишается возможности на повторное обращение в КТС по данному факту.

В процессе рассмотрения заявления комиссия имеет право истребовать необходимую документацию, провести техническую, административную или бухгалтерскую проверку, пригласить свидетелей для дачи показаний, использовать иные меры для принятия полного и объективного решения. Оно определяется путем тайного голосования. Согласно ст.388 ТК РФ принимается то решение, за которое проголосовало большинство членов КТС.

Касательно процедуры рассмотрения трудовых индивидуальных споров в судах общей юрисдикции, то она урегулирована ст.391-397 ТК РФ и положениями ГПК РФ. Основное отличие данного способа решения конфликтов заключается в том, что суд не только восстанавливает нарушенные права работника, но и определяет причину возникновения разногласий и может выдать рекомендации касательно мер профилактического характера для недопущения таких ситуаций в будущем.

После принятия искового заявления к рассмотрению суд изучает представленные сторонами материалы и может истребовать дополнительные документы у работодателя или госучреждений, если это необходимо для решения спора по существу.

Истец со своей стороны может в процессе рассмотрения дела изменить исковые требования, предмет спора, его основания, а также полностью отказаться от него. Кроме того, стороны согласно ст.39 ГПК РФ могут завершить судебное рассмотрение до принятия решения путем подписания мирового соглашения.

Если стороны не достигли согласия, то суд принимает решение исходя из представленных доказательств и на основании норм действующего законодательство. Оно может быть обжаловано, согласно ст.338 ГПК РФ, в суде вышестоящей инстанции в течение 10-ти дней.

Рассмотрение трудовых споров

Разногласия, которые возникли между сторонами и не смогли быть урегулированы в досудебном порядке, решаются путем обращения в компетентный орган. При этом трудящийся имеет право подать заявление или жалобу одновременно в несколько структур. К примеру, при невыплате заработной платы работник может обратиться и в Трудовую инспекцию, и в суд. Так как сроки обжалования незаконных действий работодателя достаточно коротки, последовательное обращение сначала в один орган, а потом в другой, зачастую, невозможно произвести. Поэтому документы направляются одновременно.

Госинспекция имеет возможность выдать руководству предприятия предписание о прекращении нарушения норм трудового законодательства и привлечь его к административной ответственности. Суд со своей стороны принимает решение по существу спора. То есть издает постановление, в котором обязует работодателя восстановить нарушенные права работника (к примеру, выплатить заработную плату). Все финансовые претензии работника могут быть удовлетворены только в судебном порядке. Это касается и возмещения морального вреда, который получил сотрудник вследствие незаконных действий работодателя.

Что касается сроков обжалования, то по трудовым спорам они составляют три месяца при обращении в суд и КТС, а в случае незаконного увольнения – месяц со дня вручения соответствующего приказа или выдачи трудовой книжки. Относительно имущественных споров, касающихся возмещения нанесенного вреда здоровью трудящегося на производстве, то никаких ограничений по исковым срокам не установлено.

С целью недопущения затягивания рассмотрения заявлений по трудовым спорам законодательством установлены и процессуальные сроки, в течение которых уполномоченными лицами должно быть принято объективное и полное решение:

  • При обращении в КТС – рассмотрение вопроса по существу производится в течение 10-ти дней;
  • В судебном порядке – на принятие решения дается до 10-ти дней, а также 7 дней на подготовку к рассмотрению дела;
  • Обращение в вышестоящую инстанцию – рассматривается не более месяца со дня поступления заявления;
  • В трудовом арбитраже и примирительных комиссиях – до 5-ти дней, а при участии посредника – до 7-ми суток.
Читайте так же:  Гос программа автокредита семейный автомобиль

В случае пропуска установленных сроков по уважительным причинам (к примеру, по болезни) гражданин имеет право обратиться с заявлением об их восстановлении и принятии жалобы к рассмотрению. При этом необходимо представить документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств или причин повлекших пропуск срока обжалования.

При рассмотрении дела по существу уполномоченным органом, его сотрудник имеет право истребовать необходимые документы, приглашать свидетелей и экспертов, если это требуется. После принятия окончательного решения, оно должно быть предано заявителю в течение 3-х дней.

Если одну из сторон не удовлетворило принятое решение, и она считает его неполным или несоответствующим действующему законодательству, то оно может быть обжаловано в судебном порядке не позднее 10-ти дней с момента получения соответствующего документа.

Кем рассматриваются споры, или куда обращаться

Существует несколько органов, в которой работник может отстоять свои права и интересы. Первичный, это конечно же, комиссия по трудовым спорам. Именно она является начальным этапом судебного разбирательства. Комиссия по трудовым спорам собирается тут же после того, как работодатель издал приказ о ее созыве. Отказать в этом действии работодатель не может.

О том, как формируется комиссия по трудовым спорам мы уже рассказывали в предыдущем пункте. Далее, комиссия начинает разбирать спор. Кстати, комиссия состоит из незаинтересованных в исходе дела работниках.

Второй по значимости орган называется трудовой инспекцией. В трудовую инспекцию поступает обращение от работника или от целого у коллектива трудящихся. Информация тщательно рассматривается, затем возможно несколько путей решения. Во-первых, в организацию может быть направлена проверка. Во-вторых, организация может быть оштрафована.

В зависимости от жалобы работника происходит проверка по всем пунктами только после выявления, каких либо нарушений следуют санкции.

Конечно, обращение в инспекцию по охране труда и комиссию по трудовым спорам является процессом быстрым, однако результат не всегда может удовлетворить ни ту, ни другую сторону.

Именно поэтому необходимо рассматривать такой вариант, как обращение в суд. Рассмотрение дела в судебной инстанции происходит на порядок дольше, чем в двух вышеперечисленных. Исковое заявление от имени работника или от коллектива трудящихся отправляется в суд и рассматривается судьей около тридцати дней.

Только по прошествии этого срока суд решает, принимать дело к производству или же нет. И только после всех этих действий будет назначена дата судебного заседания, где сторону смогут встретиться для разрешения трудового спора .

Какой орган является первичным?

Конечно же, среди всех перечисленных выше органов первичной является комиссия по трудовым спорам. Ее быстрее всего созвать, а значит – можно быстрее прийти к разрешению.

Однако часты случаи, когда работодатель, являясь стороной к которой предъявляют претензии отказывается от созыва комиссии по трудовым спорам. Он просто напросто не издает приказ по организации, несмотря на просьбы работников. В этом случаи у работника не остается другого выбора, как обратиться в инспекцию по трудовым спорам.

Инспекция (служба)

Что же такое трудовой комитет? Прежде всего, это государственный орган. На него ложится функция по проведению мероприятий направленных на регулирование трудовых отношений.

Помимо проведения мероприятий важной функции сотрудников инспекции является проверка соблюдения законодательства в сфере руда и связанных с ним отношений. Проверки могут осуществляться планово, обычно раз в год или внепланово

в случае, когда в инспекцию поступает сообщение о нарушении, чьих либо прав

Проверки могут осуществляться планово, обычно раз в год или внепланово. в случае, когда в инспекцию поступает сообщение о нарушении, чьих либо прав.

Реакция инспекции такова. Сначала рассматривается обращение гражданина, так называемая жалоба. А потом, в зависимости от конкретного случая решается вопрос о том, чтобы проводить или не проводить проверку.

Где рассматриваются?

В зависимости от того, какой характер имеет спор, а также в зависимости от реакции на него администрации организации, рассматриваться они могут в разных местах. Так, например, индивидуальные споры, в общем и целом рассматриваются в комиссии по трудовым спорам, а уже остальные категории или же нерассмотренный трудовой индивидуальный спор отправляется на рассмотрение в районный суд. Читайте о том, в каком суде рассматриваются трудовые споры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, суд и комиссия являются вторичным и первичным органом по рассмотрению трудовых споров.

Однако между ними существует более существенное различие и связано оно в первую очередь со сроками. Так, в комиссию по трудовым спором вы обязаны обратиться в течение трех месяцев после того, как ваши права были нарушены, а вот в судебном разбирательстве, в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации действует срок исковой давности равный трем годам .

Источник: http://laudit.ru/poradok-rassmotrenia-trudovyh-sporov.html

Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров – это форма процесса их разбирательства в данном органе, т.е. последовательные действия соответствующих юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями рассматривать и разрешать трудовые споры, по принятию к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовке его к рассмотрению, рассмотрению дела как таковому, вынесению решения по спору и контролю за исполнением этого решения и, если оно не выполняется добровольно, действия по его принудительному исполнению.

Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров имеют следующие особенности:

  • 1) закрепление в законе прав и обязанностей участников разбирательства с той или иной степенью детализации;
  • 2) четкая определенность на уровне закона последовательности этапов разбирательства спора;
  • 3) результатом совершения субъектами разбирательства определенных процессуальных действий становятся предусмотренные законом юридические последствия.

В зависимости от органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, различаются следующие виды разбирательства указанных споров:

Каждый из представленных видов разбирательства индивидуальных трудовых споров является самостоятельным, имеющим собственный порядок вынесения решения по спору и его исполнения. Один и тот же индивидуальный трудовой спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и в суде, если того пожелает та спорящая сторона, которая окажется не удовлетворенной решением КТС.

Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры

Согласно положениям гл. 61 ТК РФ органами, рассматривающими коллективные трудовые споры, являются создаваемые для каждого спора:

  • – примирительная комиссия;
  • – посредник;
  • – трудовой арбитраж.
Читайте так же:  Порядок инвентаризации дебиторской кредиторской задолженностей и расчетов

В этих органах разбирательство носит примирительный характер, они вправе в процессе рассмотрения спора консультироваться с коллективом работников, профсоюзными и другими органами.

Посредник относится к органам, рассматривающим коллективные трудовые споры, с известной оговоркой. Во-первых, посредник лишь разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора. Согласованное решение принимается полномочными представителями, избираемыми работниками и назначаемыми работодателем. Во-вторых, для коллективных трудовых споров специфична возможность их разрешения, как правило, лишь при наличии единой воли работников и работодателя. Исключение составляют случаи, когда обязательное для сторон решение правомочно принять Правительство РФ (ст. 413 ТК РФ).

Помимо прочего, верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов подведомственны дела о признании забастовок незаконными. Районные суды рассматривают жалобы на неправомерные действия (бездействие) субъектов в ходе рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективных трудовых споров

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров состоит из следующих последовательных двух или трех (как решат стороны) примирительных процедур, проходящих методом мирных коллективных переговоров:

  • 1) рассмотрение спора примирительной комиссией;
  • 2) рассмотрение спора с участием посредника;
  • 3) рассмотрение спора в трудовом арбитраже, который может быть как после посредника, так и минуя этот второй этап, если стороны решили перейти к рассмотрению спора, не разрешенного примирительной комиссией, в трудовом арбитраже.

Итак, коллективный трудовой спор посредством мирных процедур может быть разрешен в один (первый) этап в примирительной комиссии, в два этапа – разрешен с участием посредника или минуя его – в трудовом арбитраже и в три этапа, когда его рассмотрение проходит сначала в примирительной комиссии, а если она не разрешила спор, то с помощью посредника, и если с его участием трудовой спор не был разрешен, то в трудовом арбитраже.

Источник: http://studme.org/1546022529720/pravo/protsedury_rassmotreniya_individualnyh_trudovyh_sporov

Этапы рассмотрения коллективного спора

Выделяют четыре этапа рассмотрения коллективного спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрении) коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и
принимать в ней участие.

Вопросы и задания самоконтроля:

1. Раскройте особенности предмета и метода правового регулирования Трудового права.

2. Перечислите источники Трудового права, рассмотрите их виды.

3. Охарактеризуйте правовой статус сторон трудового договора.

4. Раскройте понятие коллективного договора и соглашения, проанализируйте разницу между ними.

Читайте так же:  Материальная ответственность работника за недостачу

5. Дайте определение трудового договора, раскройте его содержание.

6. Определите порядок заключения трудового договора.

7. Рассмотрите, какие гарантии устанавливает закон при приеме граждан на работу.

8. Чем отличается перевод на другую работу от перемещения?

9. Рассмотрите виды переводов на другую работу.

10. Рассмотрите основания расторжения трудового договор: а) по общим основаниям; б) по инициативе работника; в) по инициативе работодателя; г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

11. В каких случаях работнику при увольнении выплачивается выходное пособие? Перечислите их. Определите размер выходного пособия.

12. Дайте определение рабочего времени, рассмотрите его виды. Проанализируйте разницу между неполным и сокращенным днем рабочем временем.

13. Дайте определение времени отдыха, рассмотрите его виды. Охарактеризуйте такой вид отдыха, как ежегодный оплачиваемый отпуск.

14. Определите порядок применения дисциплинарного взыскания.

15. Проанализируйте разницу между дисциплинарной и материальной ответственностью

16. Перечислите случаи материальной ответственности работодателя и работника.

17. Проанализируйте разницу между материальной ответственностью работодателя и работника.

18. Дайте определение трудового спора, рассмотрите виды трудовых споров и порядок их рассмотрения.

ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления. Название данной отрасли права в разных исторических и политических условиях неоднократно менялось. Например, в Германии в XIX веке Административное право называли «полицейским правом», а в Англии «правом внутреннего управления». В России Административное право первоначально именовалось «Правом законов государственного благоустройства и благочиния».

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из профилирующих отраслей российской правовой системы. Это объясняется тем. Что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти (иногда ее называют административной властью), которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации. Основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Мы регулярно вступаем в административные правоотношения в таких сферах как: дорожное движение; общественный правопорядок; охрана природы, памятников и истории и культуры; взаимоотношения с работниками милиции и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_47352_etapi-rassmotreniya-kollektivnogo-spora.html

Трудовые споры и порядок их разрешения

Возникающие неурегулированные разногласия по трудовым вопросам между работодателем и работником именуются трудовыми спорами. Мы рассказывали в нашей консультации, что трудовые споры в зависимости от состава лиц, чьи интересы спор затрагивает, бывают индивидуальными и коллективными. О порядке рассмотрения трудовых споров напомним в нашем материале.

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Что касается индивидуальных трудовых споров, порядок их разрешения кратко будет представлен ниже.

Особенности разрешения трудового спора в индивидуальном порядке зависят от того, в какой инстанции такой спор рассматривается. А где решаются трудовые споры? Некоторые споры рассматриваются исключительно в судах. Речь идет, к примеру, о спорах, связанных с (ст. 391 ТК РФ):

  • отказом в приеме на работу;
  • изменением даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминацией на работе;
  • оплатой за время вынужденного прогула;
  • неправомерными действиями работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещением работником ущерба, причиненного работодателю.

Для обращения в суд работнику в общем случае дается 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если спор связан с увольнением, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Споры о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работнику могут быть заявлены в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Также год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок в этом случае исчисляется со дня обнаружения такого ущерба (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ). А суд при этом не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска сроков (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

По тем индивидуальным трудовым спорам, которые закон не обязывает рассматривать исключительно в судах, работник сам решает, куда обращаться. Он может как пойти также сразу в суд, так и доверить рассмотрение спора комиссии по трудовым спорам. Порядок формирования КТС, особенности рассмотрения спора комиссией, принятия решения КТС и его исполнения мы рассматривали в отдельном материале. Напомним, в частности, что решение КТС подлежит исполнению в течение 3 календарных дней по истечении 10 календарных дней, которые даются на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

При пропуске сроков обращения комиссия по трудовым спорам, как и суд, эти сроки может восстановить (ч. 2 ст. 386 ТК РФ).

Порядок решения трудовых споров коллективного характера

Сущность коллективных трудовых споров, порядок и особенности рассмотрения таких споров раскрываются в гл. 61 ТК РФ.

Так, в процессе разрешения коллективных споров применяются примирительные процедуры, к которым относятся (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

Именно в такой последовательности коллективный трудовой спор подлежит разрешению. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным (ч. 2 ст. 401 ТК РФ). А вот от рассмотрения разногласий с участием посредника стороны могут отказаться и перенести свой спор в трудовой арбитраж (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Соглашения, которые были достигнуты в процессе разрешения коллективного трудового спора, оформляются в письменном виде и являются обязательными для всех сторон трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504770

Этапы рассмотрения трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here