Административная дисциплинарная материальная ответственность

Полные ответы на все вопросы на тему: "Административная дисциплинарная материальная ответственность". Здесь собран весь тематический материал в удобном для чтения виде. Если у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

1)наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

2)состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;

3)право не ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;

4)основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права, в данном случае — АП.

Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения объявляется виновному под расписку. Вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если:

1)истек 1 год давности;

2)лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб.

1)гос-ву причинен прямой, реальный ущерб;

2)при исполнении служебных обязанностей;

5)между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

АП регулирует только матер. Ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД (Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный гос-ву).

От дисциплинарной отличает:

размер применяемых санкций зависит не от степени вины, а от размера наступившего вреда;

виновный может добровольно возместить причиненный вред;

санкция не м.б. заменена мерами общественного воздействия.

Согласно Положения ущерб, если он причинен при исполнении, м.б. взыскан с:

2)призванных на сборы военнообязанных;

3)курсантов военно-учебных заведений;

4)лиц рядового и начальствующего состава МВД.

3 вида материальной ответственности;

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2) наделены оперативной самостоятельностью;

3) как правило имеют постоянные штаты;

4) образуются вышестоящими органами;

5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

6) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

[Отличие органов исполнительной власти от предприятий (учреждений). У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает на орган, обслуживает его, создаёт ему условия для нормального функционирования. А, ZB., на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения производят необходимые для общества материальные блага, а администрация создаёт условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими занята специально организованная группа людей – администрация. Её нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Þ Всегда нужно различать два вида управления: управление вышестоящими органами (внешнее) и внутреннее управление, осуществляемое администрацией органа , предприятия, учреждения , т.е. его самоуправление ]

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:

1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.

2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчинённость.

3) Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):

I В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинённостью), различают:

1) Федеральные органы исполнительной власти.

2) Органы исполнительной власти субъектов федерации.

3) Местные органы исполнительной власти.

II По организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:

4) надзоры и т. д.

III По характеру компетенции различают:

1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов РФ – не только правительства!).

2) Отраслевой компетенции (Министерства).

3) Межотраслевой компетенции (Комитеты).

Å /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).

IV По порядку разрешения дел различают:

1) Коллегиальные (Правительство).

2) Единоличные (Министр).

[Правительство решает вопросы коллегиально и принимает постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные акты разового пользования Þ принципиален перечень вопросов, рассматриваемых коллегиально и единолично]

Источник: http://studfile.net/preview/636107/page:14/

Дисциплинарная и материальная ответственность по адм. праву.

Дисциплинарная ответственность — наложение дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где работает правонарушитель, или вышестоящим в порядке подчинённости органом. Основание для наступления дисциплинарной ответственности явл-ся дисциплинарный поступок — противоправное, винов­ное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

Отличительными особенностями

дисциплинарной ответственности явл-ся:

1. применяется, как правило, за дисциплинарные проступки, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2. состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;

Читайте так же:  Теория долговых обязательств предприятия

3. право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4. основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил РФ, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов. Санкцией за дисциплинарный поступок явл-ся дисциплинарное взыскание. Виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. Особенности дисциплинарных взысканийдля госуд., муниципальных служащих состоят в следующем: они несут ответственность за правомер­ность своих действий. Налагать дисциплинарное взыскание может лицо или орган, назначивший на должность ГС, МС. Объявл-ся в приказе, сообщается под роспись.

Обжалование дисциплинарного взыскания может производиться в адм.м или судебном порядке. Дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дис­циплинарному взысканию. Независимо от характера правоотношений, не­исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей сторонами правоотношений может причинить вред. В этом случае наступает ответственность стороны, виновной в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, суть которой состоит в возмещении причиненного ущерба. Ущерб может быть: Моральным Материальным Физическим. Ущерб может быть причинен как активными дей­ствиями, так и бездействием.

Материальная ответственность представляет обязанность работника ответить перед администрацией организации за совершенное имущественное правонарушение и возмес­тить причиненный ущерб в установленном законом размере и порядке.

Материальную ответственность работника, как стороны трудового договора, регулирует Глава 39 Трудового кодекса РФ. Т.е. здесь применяются специальные нормы трудового права.

Основанием привлечения работника к материальной ответственности является наличие прямого действительного ущерба.териальная ответственность работников за ущерб, причиненный собственнику, наступает при наличии следующих условий:

· во-первых, прямого действительного ущерба имуществу собственника;

· во-вторых, противоправности поведения работника, т.е. ущерб, причинен вследствие нарушения или неисполнения трудовых обязанностей;

· в-третьих, причиной связи между противоправным действием (бездействием) работника и возникшим ущербом;

· в-четвертых, вины работника, причинившего ущерб, в форме умысла или неосторожности.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий освобождает работника от обязанности возместить ущерб.

В числе обязательных условий наступления материальной ответственности наряду с общими условиями указывается и наличие имущественного ущерба.

Вред может быть моральным и материальным (имущественным). Моральный вред — понятие гораздо более сложное и трудно поддающееся оценке, нежели ущерб. Поэтому если человеку нанесен моральный вред, он переживает душевные страдания, однако требовать будет возмещения ущерба, выраженного в деньгах.

Так как моральный вред выражается в нравственных и физических страданиях, то их перечень (хотя и неполный) определяется законом:

— невозможность продолжать активную общественную жизнь;

— раскрытие семейной, врачебной тайны;

— распространение лживых и недостоверных сведений, задевающих честь, достоинство и репутацию гражданина;

— временное лишение каких-либо прав;

— боль, перенесенная в результате увечья.

Как уже было сказано, список этот не полный, а вот перечень оснований для возмещения морального ущерба, является полным и исчерпывающим, и приводится в статьях Гражданского кодекса. Материальный ущерб — самый распространенный вид ущерба, встречающийся и в уголовном, и в гражданском праве. Материальный, имущественный вред — ущемление материальных благ. Имущественный вред причиняется всегда, когда покушаются на имущество, принадлежащее человеку. Моральный вред, вред здоровью может иметь имущественное выражение — ущерб.Юридическая помощь может понадобиться для возмещения любого из видов вреда. Очень важно, чтобы она была квалифицированной.

Существует три вида матер. ответствен­ности : 1. ограниченная — ограни­ченная ответственность предполагает взыскание прямого действитель­ного ущерба, но не более месячного оклада с кадровых работников, 2. полная — на­ступает, если он причинен: 1) умышленным уничтожением, порчей, повреждением, незаконным расходованием имущества или другими умышленными действиями; 2) приписками, искажениями отчетных данных; 3) недостачей, уничтожением или порчей подотчетного имущества; 4) лицом, находившимся в нетрезвом состоянии; 5) деянием, содержащим признаки преступления. 3. повышенная — в кратном (от 2 до 10) размере может наступить за ущерб, причиненный хищением, недостачей обо­рудования, обмундирования, специальной одежды и обуви, валютных ценностей, изделий из драгоценных металлов и камней и некоторых иных видов имущества.

16. Формы местного самоупр-я: понятие, законодательное закрепление, общая характеристика.

Под формой МС следует понимать организацию системы местного самоупр-я, т.е. каналы, структуры, органы, через которые осущ-ется местная власть, решаются вопросы местного значения. К ним относятся формы непосредственной и представительной демократии, через которые решаются вопросы местного значения.

Непосредственными формами МС явл-ся

собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоупр-я, территориальное общественное самоуправление.

Местный референдум

– голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих в границах МО, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Участвуют все, обладающие избирательным правом, добровольно и непосредственно. Муницип. выборы – выборы депутатов, членов иных выборных ОМС, выборных должностных лиц МС. Путем МВ формируются ОМС, через которые народ осущ-ет свою власть. Осуществляются на основе тайного, всеобщего, равного, прямого голосования.

Собрания

(сходы) граждан могут созываться для решения вопросов местного значения. Так же они могут осущ-ть полномочия представительного органа МС и считается правомочным при участии более ½ жителей МО. Порядок проведения устанавливается уставом МО и законами СРФ. Собрания (сходы) граждан по отдельным территориям МО созываются по мере необходимости. Право участия имеют достигшие 18 лет граждане РФ. Решение принимается большинством голосов.

Читайте так же:  Что значит реструктуризация ипотеки

Народная правотворческая инициатива

– осущ-ется по вопросам местного значения. Внесенные населением в порядке осуществления правотворческой инициативы проекты законодательных актов подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании ОМС с участие представителей населения. Результаты подлежат официальному опубликованию.

Обращение граждан в ОМС

– согласно КРФ имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в ОМС и ОГВ. Более конкретно возможность обращений регулируется законами СРФ. ОМС и должностные лица должны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление

– самоорганизация граждан по месту жительства на части МО. Территориальное общественное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность осущ-ет собственные инициативы в вопросах местного значения. Осущ-ется населением непосредственно или через органы территориального общественного самоупр-я. Порядок организации и деятельности регулируется уставом МО. Правовая основа КРФ, ФЗ, З СРФ, уставы МО. Представительные формы МС .К представительным фермам местного самоуправления относятся органы местного самоуправления, через которые осуществляется местная власть. Органы местного самоуправления — это выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии б законами и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов является обязательным. Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органы местного самоупр-я, глава муниципального образования, муниципальная служба.

Представительный ОМС

– выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующий на территории МО. Состоит из депутатов, избирающихся на основании всеобщего, прямого и равного избирательного права. В исключительном ведении ПОМС находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения МО; утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении; принятие планов и программ развития МО; установление местных налогов и сборов; установление порядка упр-я и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деят-тью ОМС и должностных лиц МС. Конкретные полномочия устанавливаются в уставах МО. Порядок деятельности и основные правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются его регламентом.

Глава МО

–выборное должностное лицо, возглавляющее деят-ть по осуществлению местного самоупр-я, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения. Возможно 2 варианта его избрания: — избрание гражданами — избрание представительным органом. Порядок избрания устанавливается СРФ. Глава подотчетен населению и представительному ОМС, так же он наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (определяется уставом МО). По вопросам местного значения может издавать правовые акты, так же руководит деят-тью администрации, которая явл-ся исполнительным органом МО.

Муницип. служба

Видео (кликните для воспроизведения).

– профессиональная деят-ть на постоянной основе в ОМС по исполнению их полномочий. Лица, исполняющие службу на должностях в ОМС, явл-ся МС. Правовая регламентация МСлужбы осущ-ется ФЗ, З СРФ, уставом МО.

Конституция РФ в ст. 3 закрепляя формы народовластия в стране, указывает, что народ осущ-ет свою власть непосредственно, а так же через органы МС. В ст. 130 КРФ устанавливается, что МС осущ-ется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через ОГВ и ОМС. Формы осуществления местного самоупр-я закрепляются в ФЗ «Об общих принципах местного самоупр-я в РФ», который основан и соответствует Конституции РФ и Европейской хартии местного самоупр-я. Так же формы МС закрепляются в других федеральных законах, конституциях, уставах СРФ, уставах МО. Устав МО конкретизирует те формы МС, которые используются в данном МО.: местные выборы и референдум.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/13_143498_distsiplinarnaya-i-materialnaya-otvetstvennost-po-adm-pravu.html

Административная ответственность

Административная ответственность: понятие и общие черты

Административная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность имеет все признаки (черты), присущие юридической ответственности.

Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной, – в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия (см. п. 2 ст. 4.2 и ст. 2.9 КоАП РФ).

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

Особенности административной ответственности

1. Наложение административных наказаний осуществляется судьями, органами, уполномоченными должностными лицами. Нет прямой соподчиненности между правонарушителем и субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. К субъектам административной ответственности относятся не только физические, но и юридические лица.

Читайте так же:  Доклад на тему дисциплинарная ответственность

3. К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные меры, т. е. комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители и лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), несут ответственность не за правонарушения несовершеннолетних детей, а в связи с ними, т. е. за то, что не контролировали их поведение, так как родительское право является одновременно и обязанностью по воспитанию детей.

Должностные лица несут ответственность в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

4. Специальные субъекты административной ответственности – военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

За нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, правил дорожного движения и др. лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, – также в виде административного штрафа.

5. Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам физических и юридических лиц, обществу и государству, и оно всегда противоправно.

6. За совершение административного проступка налагается административное наказание, за дисциплинарный проступок – дисциплинарное наказание, а за преступление – уголовное наказание.

7. К лицам, совершившим административные правонарушения, применяются специальные меры административного принуждения, имеющие государственно-властный характер.

8. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу, не освобождает от юридической ответственности его руководителя или собственника, и наоборот.

9. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное административное правонарушение.

Административная ответственность юридических лиц

Особое место в системе административной ответственности занимает проблема административной ответственности юридических лиц. В настоящее время она не получила достаточно приемлемого толкования в теории, так как один из признаков административного правонарушения – виновность, понимаемая как психическое состояние лица (правонарушителя) к последствиям своего деяния, что, мягко говоря, неоднозначно в понимании этого признака правонарушения в отношении к юридическому лицу.

Применительно к юридическим лицам термин «административная ответственность» вряд ли корректен. Уместно было бы применение термина «ответственность по административному праву» как дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные этими статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В случае различных реорганизаций юридические лица подлежат административной ответственности по следующим принципам:

1. При слиянии нескольких юридических лиц к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к ответственности привлекается присоединившее юридическое лицо.

3. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

4. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. То есть изменение организационно-правовой формы не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.

Административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации.

Переход к рыночным отношениям, образование субъектов административного права различных организационно-правовых форм закономерно возродили проблему ответственности юридических лиц по административному праву в виде штрафа. В соответствии с ст. 2.1 КоАП наложение административного наказания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Понятие дисциплины и дисциплинарная ответственность

  1. дисциплина – связи, отношения субъектов (сторон) управления, регулируемые совокупностью норм, правил, алгоритмов, процедур и операций, выработанные в процессе рационального управления и утвержденные в виде определенных требований;
  2. дисциплина – фактическое поведение государственных служащих, которое отражается в управленческих решениях и действиях, а также в служебном общении.

Более целесообразно выделить на первое место именно поведенческий аспект, не случайно в ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» закреплено поведение государственного служащего.

Дисциплинарная ответственность – установленные законом меры принудительного воздействия, применяемые к государственным служащим в порядке служебной соподчиненности, за виновное нарушение норм и правил осуществления государственной службы.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено только за дисциплинарный проступок.

Каждый государственный служащий несет персональную дисциплинарную ответственность за неправомерность только своих действий. Дисциплинарное взыскание налагается уполномоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Государственный служащий, совершивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, его назначившим.

Читайте так же:  Отнесение информации к коммерческой тайне принадлежит

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения или обнаружения проступка. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Руководитель, наложивший на государственного служащего дисциплинарное взыскание, объявляет об этом в приказе и объявляет о наказании служащему под расписку. При этом отказ от ознакомления с характером взыскания не влияет на обязательность исполнения объявленного взыскания.

Срок действия дисциплинарной ответственности – один год со дня вынесения взыскания. При этом если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то дисциплинарное взыскание снимается автоматически. Взыскание может быть снято и ранее года, если служащий проявит себя по службе с исключительно положительной стороны.

Служащий по своему усмотрению может обжаловать правомерность наложения дисциплинарного взыскания в административном или судебном порядке.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регламентируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, утвержденным Указом Президента РФ. Действие Устава распространяется на военнослужащих и на лиц, состоящих в запасе или находящихся в отставке, которым предоставлено право ношения военной формы. Кроме того, действие Дисциплинарного устава распространено на пограничные войска, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны и на военнослужащих других ФОИВ.

Материальная ответственность

Как правило, установление и реализация мер материальной ответственности являются прежде всего областью регулирования отношений гражданского и трудового права. Однако и административное право частично регламентирует эти отношения. Например, с помощью его норм определяются полномочия органов и должностных лиц, связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе работника добровольно возместить материальный ущерб приказом руководителя администрации эта сумма удерживается у работника из его зарплаты.

Если в результате совершения административного проступка причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то правомочный орган при решении вопроса о наложении взыскания вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным лицом имущественного ущерба.

Материальная ответственностьгосударственного служащего наступает в результате совершения служебного проступка, вследствие которого причинен материальный ущерб государственной собственности. Материальная ответственность выражается в бесспорном возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии: прямого ущерба; причинной связи между проступком и вредными последствиями; вины правонарушителя; если при этом виновные действия не квалифицируются как преступление.

Материальная ответственность может быть реализована либо в досудебном (административном), либо в судебном порядке.

Возмещение материального ущерба в административном порядке предусмотрено и в Трудовом кодексе РФ. При отказе работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного им предприятию, учреждению, организации, ущерб возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма ущерба, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, виновные в причинении имущественного ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, несут материальную ответственность на основе ФЗ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», а не при исполнении этих обязанностей в общегражданском порядке – по трудовому законодательству. Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные не несут материальную ответственность, когда ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения приказа или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен ущерб в результате правомерных действий.

В каждом конкретном случае проводится административное (служебное) расследование с целью установления причин нанесенного ущерба, выявления его размера и виновных, за исключением случаев, когда виновные установлены ревизией, проверкой, дознанием, следствием или судом. По окончании административного расследования или поступления материалов ревизии командир или начальник издает приказ о взыскании соответствующей суммы с виновного военнослужащего или призванного на сборы военнообязанного.

Источник: http://be5.biz/pravo/a017/10.html

Иные виды ответственности по административному праву дисциплинарная и материальная ответственно

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предпринимательства и права

по дисциплине: «Административное право»

на тему: «Иные виды ответственности по административному праву: дисциплинарная и материальная ответственность»

ФП КТЦ, ППЮ-1 А.Е. Олехнович

(Набор – май 2010 г.)

доцент Е.В. Борщева

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и др.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют некоторые общие признаки:

· юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;

· влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

· является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;

· всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга);

· ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Таким образом, юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, выражающихся в установлении для него отрицательных последствий.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

Все три перечисленных вида юридической ответственности в той или иной степени регулируются нормами административного права и соответственно рассматриваются как ответственность по административному праву.

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность пристава

Рассмотрим более подробно дисциплинарную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1.Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

2.Дисциплинарная ответственность внесудебна, это разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

3.Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они осуществляют это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил нанимателю.

4.Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

5.Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

6.Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.

7. Дисциплинарная ответственность регламентированамногими отраслями права: трудовым, административным,исправительно-трудовым.

8. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамкахсуществует множество санкций и процедур, рассчитанныхтолько на определенную группу лиц. Так, можно выделитьсанкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам игенералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность — это наложение на основании административно-правовых норм дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Различают следующие виды дисциплинарной ответственности:

• в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

• в порядке подчиненности;

• в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.

Дисциплинарная ответственность в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным — исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):

1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

2)обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

3)лиц, свобода которых временно ограничена на основании норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме того, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок — это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающая от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение); действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания.

Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий — в ст. 200 данного Кодекса.

Также дисциплинарная ответственность предусмотрена для адвокатов (Закон Республики Беларусь от адвокатуре от 15 июня 1993 г. № 2406-XІІ, глава 5).

Адвокаты подлежат дисциплинарной ответственности за действия, противоречащие настоящему Закону и нормам профессиональной этики адвоката.

К ним применимы такие дисциплинарные взысканиями, как:

3) строгий выговор;

4) исключение из адвокатуры.

Для судей (Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З Глава 11)

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/39173/inye-vidy-otvetstvennosti-po-administrativnomu-pravu-distsiplinarnaya-i-materialnaya-otvetstvenno

Административная дисциплинарная материальная ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here